Міста Алтин-орди


Глава: § 18. Города

Книга: История татарского народа (Рашитов)

Здесь встретились и мирно сосуществовали традиционная степная, кочевая и новая городская культуры. Ошибочно было бы представлять это государство как сплошной кочевой мир с бесчисленными стадами животных и «дикими» скотоводами ко­чевниками. Золотая Орда, при сохранении традиций полукоче­вой жизни в летнее время, была страной городов, мира высокой городской культуры.
В Золотой Орде было около 150 городов различной величины, многие из которых возникли там, где недавно простирались бес­крайние степи с кочевьями. Названия их также поэтичны: Гули-стан (Страна цветов), Сарай (Дворец), Сарайчик (Малый Дворец), Ак-Сарай (Белый Дворец), Ак-Кирмен (Белая Крепость), Ак-Ме-четь (Белая Мечеть).
Градостроительство на основной территории Золотой Орды, на Нижней Волге и на Яике, началось в 50-х годах XIII века. Если Плано Карпини, проехав в 1245—1247 годах весь Джучиев улус с запада на восток и обратно, не встретил там ни одного го­рода, то Гильом Рубрук, совершивший путешествие по тому же маршруту спустя всего шесть—семь лет, увидел только что от­строенный Батуханом «великолепный город Сарай», а выше него на Волге, примерно на полпути к Булгару, еще один новый го­род, судя по всему, Укек. Через Сарай и некоторые другие посе­ления уже пролегали караванные пути с переправами через Вол­гу и Дон.

Строительство городов усилилось при правлении Берке-хана, чему немало способствовало принятие ислама. По традиции рас­цвет городской цивилизации на Востоке очень тесно был связан с исламизацией общества. С именем Берке связывают начало строительства новой столицы, тоже на Ахтубе, в нескольких де­сятках километров выше Сарая-Бату. Этот город получил такое же название — Сарай, но чтобы отличить его от первоначального Сарая, его стали называть Сарай аль-джадид (Новый Сарай — в переводе с арабского).
Особый расцвет городской культуры в Золотой Орде прихо­дится на период могущества этого государства при правлении хана Узбека. В данный период, как утверждают исследователи (А. Ю. Якубовский, Г. Л. Федоров-Давыдов, В. Л. Егоров), рас­тет число городов, увеличиваются их размеры. Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосхо­дили западноевропейские столицы. Для сравнения: Рим в XIII веке имел 35 тысяч жителей, Париж в XIV веке — 58 тысяч, Сарай, столица Золотой Орды, в том же XIV веке — более 100 тысяч.
О новой столице Сарай-Берке аль-Омари писал:
«Город Сарай  построен   Берке-ханом  на берегу Туранской  реки [Итиля]. Он [лежит] на солончаковой земле, без всяких стен. Место пребывания хана там большой дворец, на вершине которого — золотое новолуние, [весом] в два кинтаря египетских. Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его. В этом дворце их зимние поме­щения. Это река... размером в Нил... по ней плавают большие суда и ездят к русским и славянам. Начало этой реки также в земле славян. Он, то есть Сарай, город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения бла­гочестия, место, куда направляются товары...» Из книги Ибн-Баттуты «Подарок наблюдателям» (XIV век): «Город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной ве­личины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами... В нем тринадцать мечетей для пятничной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей».
Сарай-Берке был разрушен полностью в 1395 году в результа­те последнего похода на Золотую Орду Тамерлана — правителя Самарканда. В настоящее время на его территории, как и Сарая-Бату, отсутствуют наземные архитектурные памятники. Их осно­вания, а также большое число других остатков материальной культуры были исследованы несколькими поколениями ученых археологов.
Эти исследования показали высокое благоустройство городов. Здесь были не только водопроводы, но и сложные гидротехнические сооружения, которые регулировали уровень окружающих во­доемов, и таким образом города постоянно были обеспечены во­дой. В крупных городах были также отопительные и канализа-ционно-сточные системы. Дворцы и другие общественные здания возводились из обожженного кирпича на известковом растворе.
Помимо столичных, были города — центры ремесла и торгов ли, центры культуры. Особенно был богат городами Поволжский район; здесь располагались наиболее значительные центры, воз­никшие в собственно золотоордынскую эпоху. Одним из извест­ных городов был город с красивым, поэтическим названием — Гулистан. Очевидно, он находился недалеко от Сарая-Берке, чуть ниже по Ахтубе. Как один из центров чеканки джучидских мо­нет Гулистан становится известен в 50-е годы XIV века, а гибнет он вместе с Сараем в 1395 году.
Выше по Волге, на ее правом берегу, находился город Бельд-жамен (в русских источниках он назван Бездежем). Расположен­ный на очень удобном месте наибольшего сближения Волги и Дона, город контролировал маршрут переволоки судов, плывших из Черного и Азовского морей и далее — по Волге в Каспий. Че­рез Бельджамен пролегала также важная караванная дорога. Ар­хеологическими раскопками на территории города выявлены ос­татки большой каменной мечети, мавзолеев, общественных бань с водопроводом, различных жилых домов и ремесленных мастер­ских. Словом, Бельджамен был благоустроенным средневековым городом.
На том же правом берегу Волги, выше по ее течению, в райо­не современного Саратова находился Укек (Увек) — один из ран­них городов Золотой Орды, основанный еще в 50-е годы XIII века. Впервые он упоминается в книге известного итальянского путешественника Марко Поло. Ибн-Баттута в 1433 году посетил Укек, отметив, что это «город средней величины, но красивой постройки». Город был размещен у удобной переправы через Волгу.
Оползни и нашествия Тамерлана не пощадили Укек. Однако упоминания об этом поселении имеются в исторических источни­ках, относящихся даже к XV—XVII векам, когда хозяевами юго-восточных степей были татары из Ногайской Орды.
Археологические памятники Укека богаты и разнообразны-Это: часть мозаичного панно, лук со стрелами, кафтан из китай­ского шелка, ювелирные изделия, красивая изразцовая керами­ка, множество серебряных и медных монет, в том числе чеканен­ных в этом городе.
В низовьях Волги, чуть выше современной Астрахани распо­лагался большой город Хаджитархан. Ибн-Баттута написал о нем, что он «получил свое название от тюркского хаджи (палом­ник в Мекку. — Ф. Р.), одного из благочестивцев, поселившегося в этом месте. Хан отдал ему свое место беспошлинно, и оно ста­ло деревней, потом оно увеличилось и сделалось городом. Это один из лучших городов с большими базарами». Следовательно, название города — от хаджи, распо­лагавшего беспошлинным, тарханным правом на владение землей, получен­ным от золотоордынского хана (здесь речь идет о правлении Менгу-Тимура в 70-е годы XIII века).
Далеко за пределами Джучиева улуса был известен город Сарайчик, находившийся в нижнем течении реки Яика (Урал), близ Каспия. Он был центром чеканки джучидских монет и крупнейшим пунктом тран­зитной и внутренней торговли. Он стоял на караванном пути из Хорезма в Сарай и далее в Крым.
К юго-западу от Сарая в предгорьях Кавказа  размещался Маджар, по сообщению Ибн-Баттуты, «город большой, один из лучших тюркских городов, на большой реке, с садами и обильными плодами». Го­род занимал большую территорию на обеих берегах реки Кумы. В Маджаре имелся водопровод, чеканились монеты, работали большие базары. Название города связано с уже известными нам тюркоязычными маджарами, вовлеченными в процесс формиро­вания в период Золотой Орды татарско-кипчакского суперэтноса.
В западных областях Золотой Орды продолжали существовать многочисленные города, возникшие задолго до прихода сюда монголов: в устье Дона — Азак (Тану), в Крыму — Кафа (Феодо­сия), Лайя (Ялта), Боспоро (Керчь), Солдайя (Судак), Чембало (Балаклава), Феодоро и другие.
Собственно золотоордынским городом здесь был Солхат, или Старый Крым, возникший в 60-е годы XIII века в предгорных степях. Почти до конца XV века этот большой, красивый город являлся административным центром Крымского улуса. Некото­рые памятники монументального зодчества этого города сохрани­лись до наших дней.
Севернее и западнее Крыма, в бассейнах Днепра, Днестра, Прута и далее в низовьях Дуная, находилась группа городов, среди них крупнейший торговый и ремесленный центр Ак-Кир-мен (Белая Крепость), ныне Белгород-Днестровский, Килия, Ве­ликая Мечетня, Ак-Мечеть, Аргамаклы-Сарай, Балыклы, Конс­кое, Тавань (Табан) и другие. На территории многих из этих го­родищ еще в XVII — XVIII веках имелись остатки мечетей, дру­гих памятников архитектуры.
Восточная часть Золотой Орды в Западной Сибири также пред­ставлена рядом городов. Это — Искер (Иске Йир — Старое место, Старый город), в русских источниках известный под названием Сибирь, остатки находятся близ современного Тобольска. Город Тю­мень (другое название — Чингитура) на реке Тура, притоке Тобола, являлся административным центром Сибирского улуса. Был еще город Тонтур в Барабинской степи.
Немало центров городской культуры имелось в Кок-Орде. Прежде всего это знаменитый Хорезм. После монгольского наше­ствия, принесшего большие разрушения, города в этом древнем центре цивилизации были восстановлены, в XIV веке Хорезм вновь предстал в ранге одного из густонаселенных и развитых районов Золотой Орды. В это время Хорезмом стали называть бывший главный город государства хорезм-шахов Ургенч. Побы­вавший там в 1333 году Ибн-Баттута определил Хорезм как один из «самых больших, значительных и красивых тюркских горо­дов, богатый славными базарами, просторными улицами, много­численными постройками, отборными красотами». Хорезм яв­лялся крупнейшим центром транзитной и внутренней торговли. В 1388 году был полностью разрушен Тамерланом.
В Кок-Орде, на территории нынешнего Казахстана, были го­рода Сыгнак, Сайрам (Сауран), Отрар, Дженд, Яссы. Это свиде­тельствует об оживленной городской жизни не только в цент­ральных и западных, но и в отдаленных юго-восточных районах.
Можно сделать вывод: Золотая Орда была страной городов, страной высокоразвитой городской цивилизации. Это государство продемонстрировало яркий пример совместимости кочевого степ­ного мира с оседлой городской культурой. Гармоничное сочета­ние этих двух миров, двух цивилизаций на протяжении 200 лет составляло основу могущества Золотой Орды.

Коментарі

Популярні публікації