Вячеслав Румянцев
Монгольская империя (XIII век н.э.)
Татаро-монгольское «иго»оставило неопровержимый отпечаток не все последующее развитие социально-хозяйственного строя России. При этом, позиция историков-экономистов по поводу оценки этого влияния, далеко не однозначна. Со времен внедрения петровско-немецкой исторической школы, ученые-западники заявляют, что Батыево нашествие (1237-1241) и последующие за ним 240 лет ордынского «ига» отбросили Владимирскую Русь назад в своем экономическом развитии, и стали причиной извечного отставания нашей страны от развитых экономик мира. Евразийцы, с другой стороны, отмечают и благоприятные аспекты монгольской власти над русскими землями (монг. Улус-Орусь), прежде всего, спасение Руси от культурной аннексии католичества. Также и в социально-экономической сфере они выделяют перенятые у монгол развитую финансовую систему и централизованный управленческий аппарат.
Отечественные историки-экономисты в своих исследованиях русско-ордынских экономических отношений часто зацикливаются на хозяйственном строе лишь одной из сторон данных отношений, а именно княжеской Руси. Однако, по мнению автора, нельзя дать объективную оценку данному явлению без предварительного изучения специфик экономики другой стороны – Золотой Орды в периоде начала XIII – конца XV веков, что и является целью данной статьи.
Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Сарай. Середина XIV века.
Экономика Золотой Орды
Прежде чем приступить к изучению хозяйственного строя Золотой Орды, важно дать несколько разъяснений по поводу ее международного положения[1] и особенностей национального состава. Это необходимо для того, чтобы отойти от ложных стереотипов, которые могут быть у читателя, и, впоследствии, раскрыть ему полную сложность ее экономической системы.
Во-первых, Золотая Орда[2] (монг. Улус Джучи) изначально являлась административным субъектом (монг. улус) в составе Монгольской империи, основанной Чингисханом (1155-1227). Политически она подчинялась центральной власти в Каракоруме, что в экономическом плане означало, что находившийся здесь каган собирал определенную часть доходов со всех завоеванных монголами территорий, а также, он имел в этих областях принадлежавшие лично ему владения.[3] Однако, вскоре, при правлении ханаМенгу-Тимура (1266-1280), Золотая Орда приобрела независимость[4], сохраняя при этом тесные экономические отношения с другими государствами монголосферы.[5]
Во-вторых, население Орды составляло далеко не гомогенную смесь диких и неорганизованных кочевников. Сами монгольские захватчики составляли в ней самую малую часть – правящий класс, который вскоре ассимилировался в захваченной ими среде. Основную массу населения составляли кипчаки-половцы жившие еще до монгольских завоеваний на северном Причерноморье, южном Приволжье, северном Кавказе. Примечательно, что монгольской культуре была свойственна возможность «карьерного роста» для любого подданного, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности. Хотелось бы отметить, что этноним «татары» является собирательным, произошедшим от китайского именования всех степных народов, и данный, в свою очередь, в XIII веке русскими ордынским нашественикам. Современные же российские татары являются потомками булгар среднего Приволжья, которые составляли второй по численности этнос в составе Золотой Орды.
Вручение ярлыка на правление.
Мы видим гетерогенность не только в этническом плане, но и большую стратификацию ордынского общества по своему быто-хозяйственному укладу.
[1] В целях конкретности данная работа будет концентрироваться на экономику европейской части Золотой Орды (правое крыло Улуса-Джучи), оставляя без внимания восточную ее часть – юго-западную Сибирь, Казахстан, Семиречье (левое крыло), так как она, де факто, являлась отдельным государством.
[2] Название «Золотая Орда» на Руси фиксируется поздно, лишь в 1656 году, в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало.
[3] Беляев А. Статья «Построение власти в Золотой Орде». Симферополь. 2011 г.
[4] Почекаев Р. Ю. «Правовое положение Улуса Джучи в Монгольской империи 1224—1269 гг.». Москва. 2010 г.
[5] «Монголосфера» – термин введенный историком-евразийцем Г.В. Верднадским для обозначения территории б. монгольской империи. // Г.В. Вернадский «Опыт истории Евразии». Москва. 2005 г.
Ставка хана Золотой Орды
1. Кочевой образ жизни
Жители обширной Кыпчакской степи (тюрк. Дешт-и Кипчак), основной территории Золотой Орды, продолжали в большинстве своем вести привычный кочевой образ жизни, который сложился еже задолго до появления монгол. Ежевесенне, огромные массы народа, в раннем периоде Орды не исключая и ханскую семью, отправлялись на летние пастбища северной части «Дикого поля» и б. Волжской Булгарии. Зимние стоянки находились на юге – в низовьях Волги и на северном Кавказе. Основным объектом и одновременно инструментом скотоводства кочевнического населения служила лошадь. В меньшей степени паслись овечий и козий скот.
Хотелось бы отметить, что в технологическо-хозяйственной сфере именно конно-железная цивилизация[6] порождала несколько немаловажных изобретений. Например, монголы впервые придумали специальную технологию для получения «сухого молока» – удобной и долго сохраняющейся пищи. А также, монголы вывели особую пароду лошадей, которые с легкостью переносили самые суровые климатические условия. Стоит сказать, что в Средневековье выведение нового, более выносливого, вида лошадей, сравнимо в наше время с производством нового, более совершенного образца БМП или трактора.[7]
Любимым занятием кочевника считалась охота верхом с использованием беркута или собаки (каз. таза). Охотились на зайцев, лисиц, рысей, оленей и пардусов (леопард). Немалую роль в хозяйстве Золотой Орды играла и рыбная ловля, как по Волге, устью Камы, низовьям Амударьи, Яику, так и по берегам Каспийского и Черного морей.
[6] Термин, впервые был введен евразийцем-географом П.Н. Савицким в своем труде «О задачах кочевниковедения». Прага. 1928 г.
[7] Вахитов Р.Р. «Были ли кочевники отсталыми и дикими?». 2011 г. // http:// www. gumilev-center.ru/?p=2554
Каравн-Сарай.
2. Городская культура
Вопреки всем стереотипам, имеющим свое начало в европейской монголофобии, золотоордынское общество отличалось развитой городской культурой.
Хан Батый (ок. 1209-1255/56) занял территорию, где уже имелись области традиционной оседло-земледельческой культуры: Молдавия, Крым, Волжская Булгария, восточный Кавказ. Города, разрушенные во время Западного похода (1236-1242) быстро оправились, и местная городская цивилизация продолжила развиваться, но уже в условиях монгольского доминирования. Важнейшую роль в этом процессе играли древние караванные пути.
Со временем, города Золотой Орды стали крупными в Евразии центрами культуры, торговли и ремесленного промысла.[8] Сюда массово стали съезжаться из Руси, Хорезма (левое крыло Улуса Джучи), Ирана, Египта и Италии купцы, ремесленники, поэты, ученные. Приезжали они по разным причинам: кто по приглашению ханов, кто в поисках благосостояния, кто по неволе. Возводились дворцы, мечети, медресе[9], богатые особняки знати и купечества, караван-сараи[10], росли многолюдные ремесленные слободы, строились частные и общие бани.
Уже при втором ее правителе – хане Берке (1257-1266) – градостроительство достигло значительных масштабов. Следует выделить, прежде всего, столичные центры: Сарай-Берке (близ совр. Волгограда), Астрахань (тюрк. Хаджи-Тархан), Булгар (близ. совр. Казани), а также торговые города Крыма – Судак, Феодосия (крымскотат. Каффа), Азов (тюрк. Азак-Тана) и восточного Кавказа – Дербент.
При ханах Узбеке (1312-1342) и Джанибеке (1342-1357) города Золотой Орды переживали пик своего развития и превратились в сосредоточение экономической и культурной жизни. Их насчитывалось более сотни.
Примечательно, что столица Сарай принадлежала к числу крупнейших городов средневекового мира. Не только отчеты европейских и арабских путешественников того времени[11], но и археологические раскопки подтверждают его действительно внушительные размеры, существование целых кварталов, усеянных мастерскими разных профессий: ювелирных, зодчих, керамических, солеварных, меховых, дубильных, и других. Доказано даже наличие систем канализации и центрального отопления.[12]
Важным явлением процесса урбанизации стало возвышение мусульманской городской знати – бюрократии и купечества, и ее слияние с монгольской верхушкой. Это, в свою очередь, способствовало становлению ордынского государства в русле оседло-торговой державы, хотя, конечно, основная часть населения продолжала кочевой образ жизни.
[8] По свидетельствам нунция Ватикана Плано Карпини (1182-1252), проехавшего в 1246–1247 гг. всю Золотую Орду с запада на восток и обратно, сообщил, что в степях не было ни одного города или поселка. Однако уже в 1253 году другой иностранный свидетель, фламанский путешественник Рубрук (1220-1293), находит в этих самых местах новопостроенные поселения.
[9] Медресе (араб. مدرسة, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии.
[10] Караван-сарай (перс. کاروان سرا) — большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.
[11] Например, в 1333 году Сарай посетил арабский путешественник Ибн Баттута (1304-1377) и передал свои впечатления: «Город Сарай – один из красивейших, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполнен людьми, красивыми базарами и широкими улицами». / Тимофеев И. В. «Ибн Баттута». Москва. 1983 г.
[12] Яворская Л.В. Курс лекции «История и культура золотоордынских городов». 2011 г. //http:// window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=8333
Керамика Золотой Орды.
3. Рабовладение
Рабский труд являлся важной составляющей хозяйственной системы Золотой Орды, который, тем не менее, был присущ, прежде всего, городской среде. Многие из рабов трудились на своеобразных рабских мануфактурах (перс. кархана), широко распространенных в то время на мусульманском Востоке. Наиболее трудолюбивым ремесленникам из них разрешилось обзавестись семьей и построить собственный домик, оставаясь на положении полу-свободного работника в хозяйстве богача. Низший класс рабов (монг. боолы) использовался при строительстве ордынских городов. Жили они, как археологические раскопки подтверждают, в простых землянках.
Существовали два пути, как человек мог стать рабом в Золотой Орде:
Во-первых, конечно, став добычей в ходе одного из военных или карательных походов ордынской конницы. В зависимости от прежней профессии, умственных и физических способностей определялась судьба пленного. Краткий период возведения и быстрый экономический рост золотоордынских городов частично обеспечился трудом пригнанных ремесленников из подвластных оседлых регионов, в том числе из Руси. При всем этом, их роль не стоит преувеличивать.
Во-вторых, вопреки всем стереотипам петровской школы, рабами в Улусе Джучи могли стать не только иностранные военнопленные, но собственно все ее подданные, включая и этнических тюрок и монгол.[13] Как на княжеской Руси, обеднение сельского населения способствовало закрепощению крестьян феодалами, так и накопление долгов у жителя-недоимщика в Золотой Орде вынуждало его отдать самого себя или члена семьи в рабство кредитору.[14]
[13] Например, с 1366 по 1397 годы в одной только Флоренции зафиксировано 389 сделок по продаже рабынь, 250 которых были татарками (64%). / Там же.
[14] Известия иностранных наблюдателей XIV-XV вв. свидетельствуют о том, как простые ордынцы продавали работорговцам даже своих детей, жен, сестер, чтобы рассчитаться с казной хана или какого-нибудь богача.
Великий Шелковый Путь.
4. Торговые отношения
Международная торговля имела центральное значение для экономического развития Орды. Так как пошлинные сборы составляли важнейшую статью ханской казны, правящая аристократия всячески поощряла ее. Сложилась целая отрасль богатого купечества, оформленного в купеческие кооперации (тюрк. ортак), направленная на внешнюю и транзитную торговлю. Столь интегральному положению торговли способствовали несколько факторов:
Во-первых, именно через Золотую Орду тянулись тысячекилометровые караванные магистрали евразийского континента, по которым происходило средневековое передвижение ресурсов между Востоком и Западом. Орда являлась последним звеном Великого Шелкового Пути (ВШП) перед отправлением товаров в Европу. Следует отметить, что массовому использованию северного ответвления ВШП в XIII веке способствовало поражение крестоносцев на Ближнем Востоке и обострение персидско-египетских отношений, сводив, таким образом, межконтинентальную торговлю через данный регион к минимуму.
Во-вторых, торговые пути монгольской империи были одними из самых обустроенных и безопасных во всей Евразии того периода.[15] В рамках «ямской системы» по всей длине караванных дорог стояли караван-сараи, где купцы могли остановиться, надежно сохранить свой товар, загнать животных, а в городах – даже воспользоваться финансовыми услугами, принять баню, поесть (перс. чайхана). Но еще важнее было, что вся монгольская политика, в том числе экономическая, была основана на Ясе Чингисхана[16], своеобразного свода законов, обеспечивающего функционирование монгольской империи. Любое незаконное посягательство на купца, как со стороны частных лиц, так и от местных властей, каралось смертью.
Важную роль в торговом посредничестве между Золотой Ордой и Западной Европой играли итальянские торговые города в Крыму и на Таманском полуострове. Связанно это с тем, что во второй половине XIII века хан Менгу-Тимур позволил коммерсантам из Генуи и Венеции основать здесь свои представительства: Феодосия, Судак, Балаклава (итал. Чембало) и Азов, соответственно. Стоит добавить, что генуезское лобби имело огромное политическое влияние на ханскую политику.
Наибольший вклад в хозяйственное становление Золотой Орды внесли доходы от транзитной торговли, основными товарами которой являлись: Хлеб, меха, мед, воск – из Руси и Литвы; ковры – из Персии и Туркестана; железные руды, золото – из Алтая, серебро – из южной Сибири и Урала, шелковые изделия, фарфор и драгоценные камни – из Китая; пряности, жемчуг, краски[17] – из Индии и Гиндукуша (северо-западный Афганистан).
Но золотоордынское общество было не только потребителем и перевалочным пунктом товарных масс. Также на мировых рынках оно предлагало свои товары: меха, кожу, зерно, соль, оливковое масло, лошадей и верблюдов. Подвластные Орде ремесленные центры Хорезма и Северного Кавказа поставляли шелковые, парчовые и хлопчатые ткани, драгоценные камни, красители, вина. Крым и Приазовье являлись важными центрами по выращиванию и экспорту пшеницы.
Как уже сказано выше, одну из самых ценных статей экспорта составляли рабы. На мусульманском Востоке особо ценились сильные мужчины, а в Европе – невольницы. Хотелось бы повторить, что по этническому происхождению, это были не только восточные славяне, добытые во время военно-карательных походов, но, в большей степени – половцы, булгары, монголы, черкесы, аджарцы, и т.д.; т.е. подданные Золотой Орды, тем или иным способом проданные в рабство.
[15] Например, флорентийский банкир Францеско Б. Пеголотти (1310-1347) в своем «Описании различных стран» (1340) свидетельствует о следующем: «Путь из Таны в Китай, по словам купцов, совершавших это путешествие, вполне безопасен и днем и ночью; только если купец по дороге туда и обратно умрет, то все его имущество передают государю страны, в которой он умер, и будет взято его чиновниками…, но если вместе с ним там окажется его брат или близкий друг, который скажет, что он — брат умершего, то ему и будет отдано имущество умершего, и оно, таким образом, будет сохранено». / Статья «Торговля в Золотой Орде. Социально-экономический строй Джучиева улуса». 2011 г. //http:// www. kalitva.ru/2007/11/10/torgovlja-v-zolotojj-orde.-socialno.html
[16] Яса (монг. их засаг хууль — закон великой власти) — название законодательного уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае, и которое постоянно подтверждалось его преемниками. / Хара-Даван Э.Д. «Чингисхан как полководец и его наследие». Белград. 1929 г.
[17] Кстати, удивительный синий цвет на иконах и фресках русского иконописца Дионисия (1440—1502) является драгоценным лазуритом, импортированным через Золотою Орду из месторождения в Гиндукуше. / Из выступления Геннадия Попова, Директора Центрального музея им. Андрея Рублёва в Центре им. Л.Н. Гумилёва. 2010 г. Москва.
Сарай-Бату.
5. Администрация
В политэкономической сфере можно установить, что в Золотой Орде к моменту приобретения ею независимости во второй половине XIII века, сложился разветвленный бюрократический аппарат военно-автократического типа. В ее основе лежало армейское десятичное деление (монг. тумен) всего населения страны, введенное еще Чингисханом для управления Монгольской империей. Позже Улус Джучи был разделен на четыре округа (под-улусы), возглавляемыеулусбеками: Сарай, Дешт-и Кипчак, Крым, а также Хорезм, который относился к левому крылу[18]. По данной «улусной системе» кочевые феодалы имели право на получение от самого хана или от другого крупного степного аристократа определенного удела – улуса. Взамен, владелец улуса был обязан выставлять, в случае необходимости, определенное число полностью вооруженных воинов (в зависимости от размера улуса), а также выполнять другие различные налоговые и хозяйственные повинности.
Во главе административной пирамиды стоял выбранный хан-чингизид[19], который определял политику государства, в том числе экономическую. Он назначал главные административные должности с помощью указов (тюрк.ярлык), раздавал землю аристократам и сановникам, распоряжался выпуском денег, управлял торговыми сношениями. По монгольскому обычаю (монг. ярху) хан делился властью и имуществом со своими ближайшими родственниками.[20]
Интересным фактом является то, что итальянское купеческое лобби, ввиду размеров того дохода, который приносили их торговые представительства в ханскую казну, имело значительное влияние на политику Золотой Орды. Часто они подкупали влиятельных представителей правящих кланов, например улусбека Мамая (1335-1381), действуя не только в интересах собственных или итальянских городов-государств, а еще и в интересах Папы Римского. [21]
Исполнение ханской политики обеспечивал крупный штат чиновников, который можно условно разделить на три уровня. Первый: четыре улусбека, являющихся ближайшими советниками хана, даже заменяющих место курултая (собрание знати). Примечательно, что это было специфической особенностью именно Золотой Орды. В первую очередь они занимались военными делами, а также судопроизводством и международной дипломатией. Второй: тюркская военно-служилая аристократия, подчиненная им, что обусловлено тем, что они были более низкого происхождения (тюрк. барухачи). Третий: основную часть административной машины составляли представители местных национальностей (тюрк. баскак), выходцы из ремесленной и купеческой каст. Они следили за сбором налогов в золотоордынских городах, а изначально, также, на вассальных Орде территориях, т.е. на Руси.
Против всех канонов о социально-экономической «отсталости татарщины», Монгольская империя имела развитию ямскую систему (от тюрк. ям, букв. почтовая станция), которая имела торговое, как упомянуто выше, так и административно-информационное значение. В подорожных ямских станциях госслужащие Золотой Орды могли быстро менять разгонных коней, существенно сократив, таким образом, период доставки сообщений, например, ханского поручения.
К середине XIV века заимствованы были также административные институты мусульманской Персии: визир и подчинявшаяся ему канцелярия (перс. диван) стали управлять финансовыми вопросами.
[18] Смотрите сноску №1.
[19] Право занимать должность хана в улусах Монгольской империи имели лишь прямые потомки Чигисхана (тюрк. алтан уругу, букв. золотой род). Тем не менее, его должны были сначала утвердить в качестве такового на курултае из представителей монгольских и тюркских правящих кланов (тюрк. карачи-бек).
[20] Персидский хронист Джувейни (1226-1283) зафиксировал следующее по данному поводу: «Хотя кажется, что власть и имения передаются (по наследству – прим. авт.) одному человеку, все дети, внуки и дядья имеют свою долю власти и собственности». / Бартольд В. В. «Ала ад-Дин Джувейни». Москва. 1973 г.
[21] Баймухаметов С.Т. «Александр Невский. Спаситель Русской земли». Москва. 2009 г.
Монеты Золотой Орды.
6. Финансовая система
Сложный государственно-управленческий аппарат Золотой Орды, и Монгольской империи в целом, позволил создание развитой финансовой системы. Как выше затронуто, она впитала в себя элементы кочевой и мусульманско-городской культур.
Вся сумма налоговых сборов (тюрк. ясак) взимаемых с какой-либо территориальной единицы делилась на: 1. Налог взимаемый с кочевого хозяйства (тюрк. копчур, букв. пастбище). 2. «Выход» (тюрк. чыкыш; перс. харадж). 3. Многочисленные поборы и повинности. 4. Воинская повинность.
«Копчур» являлся основной податью для кочевого населения и состоял в выплате 1% от поголовья скота и скотоводческой продукции.
«Выход» трактуется историками как поземельный налог с оседлого населения, ставка которого не превышала 10% от доходов хозяйствующего субъекта. Хотелось бы подчеркнуть, что этот налог взимался одинаково, как с собственного населения, так и с вассальных Орде русских княжеств в виде «дани», лишь позже ставшей пресловутой.[22],[23]
Как во всех улусах Монгольской империи, в Золотой Орде для систематизации налогообложения была налажена практика переписи населения. По приказу правителя Батыя его наместники-баскаки провели в 1245 году перепись и сбор «выхода» на землях юго-западной Руси, ставшей первой крупной в истории России.[24] В конце 50-х – начале 60-х годов XIII века дань с северо-восточных русских княжеств стали собирать мусульманские купцы, откупавшие это право у монгольского кагана Мункэ (1209-1259). Историки полагают, что он хотел лишить золотоордынского хана части его дохода, и, таким образом, препятствовать укреплению Золотой Орды. Однако, недолго до приобретения ею независимости (1266), хан Берке отменил практику «откупов», и, в 1257 г. провел вторую крупную перепись населения на территории Руси, прислав для этого уже специальных численников. С первой половины XIV века эту роль взяли на себя сами русские князи под ответственность Великого Князя.
Важнейшую статью доходов в ханскую казну составляли торговые пошлины (тюрк.тамга), а «ямская повинность» означала, что население Золотой Орды и вассальной ей Владимирской Руси было обязано обеспечить проезжих ордынских чиновников и послов свежими конями.
По «туменской» (десятичной) системе улусы Золотой Орды были разделены на тумены-округа, по необходимости способные выставить ополчение в 10 тысяч боеспособных мужчин. В ходе переписей населения территория Руси была таким же образом разделена.[25]
Отличительной чертой монгольской культуры была необычайная этническая и конфессиональная терпимость, прописанная еще в Ясе Чингисхана. В связи с этим все религиозные институты на подвластных Орде землях, в том числеРусская Православная Церковь, были полностью избавлены от налогообложения.
В Золотой Орде параллельно существовали обмен бартерный, который был распространен среди кочевнического населения, и обмен на основе металлических монет, обслуживавшие международную торговлю и экономическую активность оседлого населения. Изначально ордынцы пользовались византийскими и арабскими монетами, но приток серебра, полученный посредством торговли и налоговых поступлений, в том числе от русских земель, позволил проведение в 1310-1311 годах денежной реформы хана Тохты (1270-1312/13). Он впервые ввел собственную монету – сарайский дирхам, устойчивый по весу и по курсу. А уже к царствованию хана Узбека сложилась устойчивая денежная система.[26] В более чем 20 монетных дворах разных частей Золотой Орды чеканились разменные медные монеты – пулы, а в Хорезме (левое крыло) выпускались золотые динары (тюрк. алтын, бук. золото).
[22] Примечательно, что в русских летописях термин «иго» не встречается. Он появился на стыке XV—XVI веков в польской исторической литературе. Первыми его употребили хронист Ян Длугош в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517 году. А само словообразование «монголо-татарское иго» употребил первым в 1817 году Х. Крузе, книга которого лишь в середине XIX века была переведена на русский и издана в Петербурге. / Малов Н. М., Малышев А. Б., Ракушин А. И. «Религия в Золотой Орде». 2011 г. // http:// uvek.sgu.ru/education/religion
[23] В XI-XIV веках под словом «дань», в первую очередь, подразумевались налог или феодальная рента. /http:// dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14182
[24] Ивакин Г. «Историческое развитие Киева. XIII-середина XVI веков». Киев. 1996 г.
[25] Известно, что северо-восточная Русь была разделена на 15, юго-западная – на 14 туменов. / Смотр. спис. лит. № 5.
[26] Примечательно то, что на Руси, из-за нехватки серебра, чеканки собственных монет не осуществлялось, начиная с XII века, т.е. еще перед ордынским властвованием, вплоть до правления Великого Князя Дмитрия Донского (1350-1389).
Юрта кочевника.
Заключение
Подводя итоги анализа основных аспектов экономики Золотой Орды, мы обязаны сделать три удивительных вывода:
Во-первых, золотоорднынское общество по уровню своего социально-экономического развития, если не превосходило другие региональные державы того периода, то точно не отставало от них. Каменные города Золотой Орды процветали, многие их них возводились на пустом месте, они обустраивались целыми кварталами ремесленников, архитектурными достопримечательностями, широкими проспектами, в них часто имелись общие бани, центральное отепление, канализация.[27] Развитая и относительно безопасная трансконтинентальная сеть путей сообщения обеспечивала бурный рост торговли транзитными и отечественными товарами на евразийском пространстве. Джучиев улус соединил монгольскую, тюркскую, китайскую, персидскую и арабскую технологии управления воедино, и создал мощный централизованный государственный аппарат, который был способен экономически интегрировать разные по этносу, конфессии и хозяйственному укладу (от кочевого до городского) субъекты. Этому соответствовала и эффективная централизованная финансовая система, имеющая аналоги только в других улусах Монгольской империи.
Лишь рабовладение, по соображениям морали и эффективности, можно соотнести к отсталому фактору в золотоордынской экономике. Однако не стоит забывать, что в феодальной Англии, Германии или Руси бесправность крепостных крестьян незначительно или вообще не отличалась от неволи рабов в Золотой Орде.[28]
Как мы видим, Золотая Орда представляла собой скорее не примитивное «варварское» общество, как ее вырисовывают петровская и марксистская исторические школы, а скорее процветающую торгово-ремесленную державу. В этой связи следует подчеркнуть, что Московская Россия конца XIV века не могла от нее унаследовать хозяйственную отсталость, по простой причине того, что Орда имела более высокий, или, по крайне мере, одинаковый с ней уровень экономического развития.[29]
Во-вторых, конечно можно возразить предыдущему аргументу в том, что экономическая развитость Золотой Орды, и последующая воображаемая отсталость Руси-России, обусловлены «угнетательским выкачиванием» из нее материальных и людских ресурсов в пользу Сарая.Однако, взимаемая с русских вассалов «дань», учитывая ее размер и характер, не могла быть столь великой и тяжелой, как утверждают некоторые ученные: 1. Наибольшие споры ведутся вокруг объемов «выхода» выплачиваемого русскими княжествами. Например, по некоторым оценкам – годовая «дань» Великого Московского Княжества составляла всего 0,1 копейки на человека.[30] И если даже достоверно лишь то, что ставка «выхода» составляла 10% от доходов оседлого населения, то это тоже не много, принимая во внимание размеры современных налогов. 2. Русь была обязана платить «выход» только через 20 лет после Батыева нашествия.[31] 3. «Выход» не был «данью» в прямом смысле этого слова, а являлся поземельным налогом, взимаемым в равном объеме и в равной манере со всех улусов, как со своих, так и с «Улуса-Орус». И поэтому, утверждение о том, что ордынцы целенаправленно угнетали русские земли, является не состоятельным. Наоборот, считая русский улус органической частью своей державы, и включая его в общее экономическое пространство Монгольской империи, ханы Золотой Орды даже оставили за ним административный статус «автономного округа».[32]
Несомненно, что во время военно-карательных походов имело место быть взятие в плен и работорговля русскими. Но одновременно с этим необходимо констатировать, что увоз русских ремесленников, воинов и молодых женщин и их продажа в рабство не могла достигать столь чудовищных объемов, пропагандируемых определенными историками: 1. Источники сообщают нам о преобладании татарских, а не славянских рабов продаваемых на невольничьих рынках Золотой Орды. 2. Современные археологические исследования ордынских городов показывают, что в крупных ремесленных кварталах, заселенных русскими мастерами, жили далеко не только пленники, а, прежде всего, свободные и обеспеченные люди.[33]
Как мы видим, заявление о том, что экономическое развитие Золотой Орды осуществлялось посредством эксплуатации русских вассалов, является, по меньшей мере, преувеличением. Автор данной работы выдвигает мнение, чтоэкономический расцвет ордынского государства был обязан, прежде всего, благоприятным географическим положением в составе единого монголо-евразийского пространства, и наличием развитой административно-финансовой системы.
В-третьих, рассмотрев уровень экономического развития Золотой Орды и причины этого развития, главным вопросом остаются долгосрочные последствия ордынского влияния на российский социально-хозяйственный уклад. И здесьнужно прийти к более взвешенному взгляду, подчеркивая, как отрицательные, так и положительные стороны ордынско-русского взаимодействия:
1. Необходимо признатьразрушения и разорения, нанесенные многочисленными экспедициями «татарской» конницы, наиболее крупным из которых являлся поход темника Батыя в самом начале ордынского владычества, и в ходе которого были разрушены до 49 из 74 существующих городов Руси. Однако, отечественный историк Л.Н. Гумилёв в своих исследованиях доказал, что культурно-экономический упадок Руси начался еще до татаро-монгольского нашествия. Более того, если считать количество уцелевших до наших дней православных церквей, то выясняется, что в областях Руси, которые находились под протекторатом Золотой Орды, сохранилось 21 православная церковь XI-XIII веков, т.е. домонгольского периода, против 2 достоверно разрушенных монголами. По сравнению – в древнеславянских землях, попавших под власть католического Запада, не сохранилось ни одного православного храма XI-XVI веков![34]
2. Наиболее неоднозначным аспектом золотоордынского владычества является еевлияние на деловую культуру России. Ценности покорного служения и авторитарной централизованной власти (основы планового хозяйства) взяли верх над понятиями личной инициативы и демократии[35] (основы рыночной экономики). Является ли это положительным или отрицательным процессом, автор данной работы не берется судить…
3. С самого начала верховенства власти Орды, русские князья охотно перенимали татаро-монгольские вооружения и технологии для своих армий, современным языком – они «модернизировали свои вооруженные силы на основе более эффективных иностранных образцов».[36]
4. Развитая и централизованная финансовая система Золотой Орды служила примером для Московской Руси еще долго после ее распада, что отражается не только в подражании русских монет конца XIV – начала XIV веков сарайского дирхама, но и подтверждается наличием в русском языке множестваэкономических терминов тюркского происхождения: «деньги», «таможня», «казна», «сундук», «ям», «алтын», «барыш», «хозяйство», и т.д.
5. Наконец, экономисты-западники утверждают, что золотоордынское владычество привело к внешнеэкономическому закрытию Владимирской Руси и значительному сокращению ее международной торговли. Правда, напротив, состоит в том, что ееторговый оборот не только не сократился, но и увеличился. Благодаря нахождению Руси в Монгольской империи, со своей безопасной и развитой сетью путей сообщения, со своим унифицированным «таможенным законодательством», русские купцы могли импортировать и экспортировать товары в самые разные регионы единого евразийского пространства.[37],[38]
Совершив наш краткий анализ экономики Золотой Орды, мы можем еще раз констатировать основные ее черты: сравнительная экономическая развитость, включенность в единое хозяйственное пространство монголосферы, более справедливые, чем раньше приятно было, экономические отношения с Владимирской Русью. И, что главное, влияние Золотой Орды имело скорее положительные, чем отрицательные, последствия для последующего социально-экономического развития России.
[27] По сравнению: Внедрение канализационной системы в Лондоне началось лишь в 1859 году. / Гудмен Д., Чент К. «Европейские города и технология». Лондон. 1999 г. / Англ.: Goodman David, Chant, Colin «European Cities and Technology». London. 1999.
[28] Известно, что еще в «Русской Правде», написанной в первой половине XI века, положение закупов, челядинов и холопов фактически приравнивалось к статусу рабов. /Зимин А. А. «Холопы на Руси». Москва. 1973 г.
[29]Дополнительным подтверждением названному аргументу является то, что во всех сферах золотоордынского общества, например в архитектуре, не найдется влияния русской культуры; хотя, монголы охотно переняли элементы китайской, арабской, иранской и тюркской культур. Наверное, это свидетельствует о том, что ордынцы, имеющие налаженную административную систему на основе Монгольской империи и знающие более развитые культуры персидского Востока, «не нашли в русской среде полезных и рациональных для себя явлений».
[30] По ППС конца XIV века это соответствует полторы буханки хлеба. / Баймухаметов С.Т. «Александр Невский. Спаситель Русской земли». Москва. 2009 г.
[31] Интересно то, что в это же время многократно усилился натиск католической церкви, как на православную Русь, так и на Золотую Орду, не делая различий между «еретиками и язычниками». Папы Римские Гонорий III (1148-1227) и Григорий IX (1170-1241) объявляли Руси экономическую блокаду, а в 1256 году вовсе был объявлен «крестовый поход против схизматиков и татар».
[32] В этой связи вполне естественно, что русские вассалы должны были платить «выход», таможенные и ямские поборы. Суть данных отношений состояла в том, что Русь включалась в общую финансовую, торговую и транспортную систему монголосферы.
[33] Скорее всего, экономический расцвет и этно-религиозная терпимость Золотой Орды, а не вынуждение, заставили многих ремесленников Руси устремляться в быстрорастущие города Улуса-Джучи.
[34] Баймухаметов С.Т. «Александр Невский. Спаситель Русской земли». Москва. 2009 г.
[35] Так как русское вече (городской совет) часто становилось мятежным сборищем против власти Сарая, ордынцы предпринимали все необходимые меры для того, чтобы ликвидировать его как политический институт.
[36] Несколько примеров: Доспехи русских воинов конца XIII – XIV веков шокируют внимательных наблюдателей наличием на них арабской вязи. Связанно это с тем, что они были импортированы из Золотой Орды. Многочисленные выходцы-ордынцы способствовали тому, что русские армии быстро осваивали тактику татарского конного боя. Более того, во Владимирской Руси задолго до Западной Европы использовали порох при ведении войны. Данная технология была получена из Китая через караванные пути Монгольской империи. Наконец – слово «кремль» имеет тюркское происхождение (тюрк. кырым, букв. крепость).
[37] Например, египетские послы, прибывшие к ставке хана Берке, в 1263 году отметили, что «на Нижней Волге постоянно были видны русские (торговые – прим. автора) судна».
[38] В столице Монгольской империи – в Каракоруме, находящейся в 4425 км от Москвы, существовала крупнейшая в те времена русская купеческая слобода. Позже она была перенесена, вместе со столицей, великим каганом Хубилаем еще дальше – в Пекин (монг. Ханбалык), имеющий расстояние в 5840 км от Москвы. / По расчетам в программе «Google Earth».
Литература:
1. 1. Берган М. «Империя монглов» Пер. с англ. Романова А.П. Москва. 2007 г.
2. 2. Вернадский Г.В. «Опыт истории Евразии». Москва. 2005 г.
3. 3. Вернадский Г.В. «О составе Великой Ясы Чингисхана». Брюссель. 1939 г.
4. 4. Тимошина Т.М. «Экономическая история России: Учебное пособие». Под ред. проф. Чепурина М.Н. Москва. 2009 г.
5. 5. Трепавлов В.В. «Возникновение и исчезновение Золотой Орды». Москва. 2004 г.
6. 6. Трепавлов В.В. «Золотая Орда в XIV столетии». Москва. 2010 г.
7. 7. Гумилёв Л.Н. «От Руси к России». Москва. 2009 г.
Интернет-ресурсы:
1. 8. Хайретдинов М. Статья «Экономика Золотой Орды». 2009 г. // http :// www. idmedina.ru/medina/?1789
Коментарі
Дописати коментар