Многоликий феминизм


Дмит­рий ЖВА­НИЯ, кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских наук

Со­ци­а­лизм и «по­ли­ти­ки иден­ти­фи­ка­ций» (фе­ми­низм, ЛГ­БТ-дви­же­ние, на­ци­о­наль­ные объ­еди­не­ния) – лек­ция на эту тему стала пер­вой в рам­ках про­ек­та Ака­де­мии со­ци­ал-де­мо­кра­тии в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Про­чёл её я, ре­дак­тор сайта «Новый смысл» (www.​sensusnovus.​ru) Дмит­рий Жва­ния. Я пе­ре­ска­жу часть лек­ции, ко­то­рая ка­са­лась фе­ми­низ­ма, так как о про­бле­ме вза­и­мо­от­но­ше­ний со­ци­а­ли­стов и ЛГ­БТ-дви­же­ния я го­во­рил в своей ста­тье «Тема ЛГБТ – лак­му­со­вый си­му­лякр», вы­ло­жен­ной на сайте «Новый смысл».
***
Современный феминизм делится на три направления: либеральный, социалистический и радикальный (Ренато Гуттузо. Девушка, поющая «Интернационал». 1953 г. Рим, собрание Амидеи)
Со­вре­мен­ный фе­ми­низм де­лит­ся на три на­прав­ле­ния: ли­бе­раль­ный, со­ци­а­ли­сти­че­ский и ра­ди­каль­ный (Ре­на­то Гут­ту­зо. Де­вуш­ка, по­ю­щая «Ин­тер­на­ци­о­нал». 1953 г., Рим, со­бра­ние Ами­деи)
Со­вре­мен­ный фе­ми­низм де­лит­ся на три на­прав­ле­ния: ли­бе­раль­ный, со­ци­а­ли­сти­че­ский и ра­ди­каль­ный. Это де­ле­ние очень гру­бое. Ветви фе­ми­низ­ма часто при­чуд­ли­во пе­ре­пле­та­ют­ся между собой. Это очень про­ти­во­ре­чи­вое дви­же­ние. Но, тем не менее, это раз­де­ле­ние надо при­нять, чтобы было проще разо­брать­ся в фе­но­мене под на­зва­ни­ем «фе­ми­низм».
Ли­бе­раль­ный фе­ми­низм утвер­жда­ет, что, по­сколь­ку жен­щи­ны — такие же ра­зум­ные су­ще­ства, как и муж­чи­ны, они долж­ны об­ла­дать рав­ны­ми с ними юри­ди­че­ски­ми и по­ли­ти­че­ски­ми пра­ва­ми. Марк­сист­ские фе­ми­нист­ки, в свою оче­редь, до­ка­зы­ва­ют, что в об­ще­стве, раз­де­лён­ном на ан­та­го­ни­сти­че­ские клас­сы, ре­а­ли­зо­вать эти права имеют воз­мож­ность толь­ко пред­ста­ви­тель­ни­цы сред­не­го клас­са. Идеи ра­ди­каль­но­го фе­ми­низ­ма на­ча­ли раз­ви­вать­ся в 60-70-е годы ХХ века. В его ос­но­ве лежит тео­рия пат­ри­ар­ха­та, со­глас­но ко­то­рой власть муж­чи­ны над жен­щи­ной – пер­вое власт­ное от­но­ше­ние в об­ще­стве. Власть муж­чи­ны над жен­щи­ной, утвер­жда­ют ра­ди­каль­ные фе­ми­нист­ки, про­сти­ра­ет­ся не толь­ко в по­ли­ти­че­ской и со­ци­аль­ной сфе­рах, но и в ин­тим­ной жизни. Неко­то­рые ра­ди­каль­ные фе­ми­нист­ки ра­ту­ют за жен­ский се­па­ра­тизм, про­ти­во­по­став­ляя идее брат­ства идею сест­рин­ства, и до­хо­дят до про­па­ган­ды «по­ли­ти­че­ско­го лес­би­ян­ства».
Под зна­ме­нем ли­бе­ра­лиз­ма
Идеи, ко­то­рые можно было бы на­звать фе­ми­нист­ски­ми, ро­ди­лись ещё в Сред­ние века. Пер­вой жен­щи­ной, ко­то­рая за­го­во­ри­ла о пра­вах и обя­зан­но­стях сво­е­го пола, была фран­цу­жен­ка ита­льян­ско­го про­ис­хож­де­ния Кри­сти­на де Пизан (Christine de Pizan, 1364-1430). Бро­си­ли вызов об­ще­при­ня­тым пред­став­ле­ни­ям о месте жен­щи­ны в об­ще­стве ан­гли­чан­ки XVII века Афра Бенн (1640-1689) и Мэри Эс­телл (1666-1731). В XVIII веке ра­бо­той «За­щи­та прав жен­щин» за­яви­ла о себе ан­гли­чан­ка Мэри Уо­лл­сто­ун­крафт (1759-1797). Права жен­щин за­щи­ща­ли и мно­гие муж­чи­ны «га­лант­но­го века», а точ­нее – «эпохи Про­све­ще­ния». На­при­мер, про­грес­сив­ный фран­цуз­ский фи­ло­соф Мари Жан Ан­ту­ан Ни­ко­ла Кон­дор­се (1743-1774) вы­сме­и­вал идеи, что жен­щи­нам нель­зя предо­став­лять права из-за их фи­зио­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей. В ис­клю­че­нии жен­щин из по­ли­ти­ки на ос­но­ва­нии мен­стру­аль­но­го цикла или бе­ре­мен­но­сти не боль­ше ло­ги­ки, чем в от­ка­зе в по­ли­ти­че­ских пра­вах муж­чине из-за того, что он болен по­дагрой, утвер­ждал он.

Од­на­ко как дви­же­ние фе­ми­низм по­явил­ся в се­ре­дине XIX века. Тогда же воз­ник и сам тер­мин «фе­ми­низм». Объ­яс­ня­ет­ся это до­воль­но про­сто. С одной сто­ро­ны, в то время уве­ли­чи­лось число об­ра­зо­ван­ных жен­щин сред­не­го клас­са. И они на­ча­ли ста­вить во­прос о ра­вен­стве прав с муж­чи­на­ми. С дру­гой сто­ро­ны, ка­пи­та­ли­сти­че­ская эко­но­ми­ка во­влек­ла жен­щин в про­из­вод­ство в ка­че­стве де­шё­вой ра­бо­чей силы. «Вве­де­ние ма­шин­ных ору­дий, вы­пол­ня­ю­щих му­скуль­ную ра­бо­ту и сво­дя­щих труд к про­сто­му при­сут­ствию или на­блю­де­нию, вы­зва­ли самое ужас­ное из пре­ступ­ле­ний: во­вле­че­ние в про­мыш­лен­ность жен­щи­ны и ре­бён­ка, — него­до­вал фран­цуз­ский со­ци­а­лист Жюль Гед (1845-1922). — Ото­рван­ные от се­мей­но­го очага, под гнё­том са­мо­го ужас­но­го из на­си­лий – го­ло­да, жен­щи­на и ре­бё­нок были вы­нуж­де­ны идти на фаб­ри­ку, где, бла­го­да­ря боль­шой де­ше­визне их ра­бо­чей силы и мень­шей спо­соб­но­сти к са­мо­за­щи­те, они за­ме­ни­ли муж­чи­ну и при­том в таких раз­ме­рах, что даже бур­жу­аз­ный закон дол­жен был, на­ко­нец, вме­шать­ся, чтобы огра­ни­чить и ре­гла­мен­ти­ро­вать это двой­ное по­ку­ше­ние на расу, ко­то­рой на­но­сят вред не толь­ко в её на­сто­я­щем, но и в её бу­ду­щем (Жюль Гед. Что такое кол­лек­ти­визм).
Первой женщиной, которая заговорила о правах и обязанностях своего пола, была француженка итальянского происхождения Кристина де Пизан (Christine de Pizan, 1364-1430
Пер­вой жен­щи­ной, ко­то­рая за­го­во­ри­ла о пра­вах и обя­зан­но­стях сво­е­го пола, была фран­цу­жен­ка ита­льян­ско­го про­ис­хож­де­ния Кри­сти­на де Пизан (Christine de Pizan, 1364-1430
В аван­гар­де борь­бы за права жен­щин шли аме­ри­кан­ские фе­ми­нист­ки. Их идео­ло­гом была Эли­за­бет Стэн­тон (1815-1902). Она сфор­му­ли­ро­ва­ла мно­гие идеи, ко­то­рые сей­час раз­ви­ва­ют ра­ди­каль­ные фе­ми­нист­ки. «Ис­то­рия че­ло­ве­че­ства – это ис­то­рия по­вто­ря­ю­щих­ся по­ся­га­тельств муж­чи­ны на жен­щи­ну, вы­ли­ва­ю­щих­ся в уста­нов­ле­ние его аб­со­лют­ной вла­сти над ней», — до­ка­зы­ва­ла Стэн­тон. Она пошла так да­ле­ко, что рас­смат­ри­ва­ла из­на­си­ло­ва­ние как си­но­ним по­ло­же­ния сво­е­го пола: «Об­ще­ство, как оно ор­га­ни­зо­ва­но вла­стью муж­чин, пред­став­ля­ет собой одно ве­ли­кое из­на­си­ло­ва­ние всего жен­ско­го – на до­ро­гах, в тюрь­мах и за­стен­ках, в пси­хи­ат­ри­че­ских ле­чеб­ни­цах, в соб­ствен­ных домах, а также в мире моды и на ра­бо­чих ме­стах». По сути, она пер­вой вы­дви­ну­ла по­пу­ляр­ный фе­ми­нист­ский ло­зунг «Моё тело – моё дело!» «Как мало зна­чит для меня право го­ло­са, право соб­ствен­но­сти и т. п., если мне не поз­во­ле­но вла­деть своим телом и рас­по­ря­жать­ся им по сво­е­му усмот­ре­нию», — пи­са­ла Стэн­тон. В знак про­те­ста про­тив на­вя­зы­ва­ния жен­щи­нам стан­дар­тов моды и кра­со­ты она хо­ди­ла в «блу­мер­ском ко­стю­ме»: ши­ро­кой юбке до щи­ко­ло­ток по­верх про­стор­ных брюк.
Стэн­тон вы­ра­жа­ла ча­я­ния белых жен­щин сред­не­го клас­са, ко­то­рые по­лу­чи­ли об­ра­зо­ва­ние, но не имели прав, в то время как необ­ра­зо­ван­ные муж­чи­ны, при­чём не толь­ко белые, но и цвет­ные, об­ла­да­ли по­ли­ти­че­ски­ми пра­ва­ми. Для Стэн­тон «предо­став­ле­ние пол­но­прав­но­го ста­ту­са пья­ни­цам, иди­о­там, иг­ро­кам на бегах и тор­гов­цам ромом, неве­же­ствен­ным ино­стран­цам и глу­пым юнцам – в выс­шей мере оскор­би­тель­ный факт». В конце кон­цов, Стэн­тон при­ш­ла к тре­бо­ва­нию вве­де­ния ценза гра­мот­но­сти для обоих полов. Её пре­зре­ние к ра­бо­чим вы­ли­лось в утвер­жде­ние, что из­на­си­ло­ва­ние – это пре­ступ­ле­ние, со­вер­ша­е­мое ис­клю­чи­тель­но ра­бо­чи­ми. В конце жизни она вы­сту­па­ла за кон­троль над рож­да­е­мо­стью ра­бо­чих с целью со­кра­ще­ния ра­бо­че­го на­се­ле­ния.
Под зна­ме­нем марк­сиз­ма
Элизабет Стентон: «Общество, как оно организовано властью мужчин, представляет собой одно великое изнасилование всего женского – на дорогах, в тюрьмах и застенках, в психиатрических лечебницах, в собственных домах, а также в мире моды и на рабочих местах».
Эли­за­бет Стен­тон: «Об­ще­ство, как оно ор­га­ни­зо­ва­но вла­стью муж­чин, пред­став­ля­ет собой одно ве­ли­кое из­на­си­ло­ва­ние всего жен­ско­го – на до­ро­гах, в тюрь­мах и за­стен­ках, в пси­хи­ат­ри­че­ских ле­чеб­ни­цах, в соб­ствен­ных домах, а также в мире моды и на ра­бо­чих ме­стах».
В то же самое время, когда фе­ми­низм за­явил о себе как дви­же­ние, за­ро­дил­ся и за­во­е­вал при­зна­ние марк­сизм. Со­глас­но марк­сист­ской идео­ло­гии, со­ци­аль­ные, по­ли­ти­че­ские, пра­во­вые си­сте­мы, а также че­ло­ве­че­ские вза­и­мо­от­но­ше­ния – про­из­вод­ные эко­но­ми­ки и форм соб­ствен­но­сти. «Спо­соб про­из­вод­ства ма­те­ри­аль­ной жизни обу­слав­ли­ва­ет со­ци­аль­ный, по­ли­ти­че­ский и ду­хов­ный про­цес­сы жизни во­об­ще. Не со­зна­ние людей опре­де­ля­ет их бытие, а, на­о­бо­рот, их об­ще­ствен­ное бытие опре­де­ля­ет их со­зна­ние», — до­но­си­ли Карл Маркс (1818-1883) и Фри­дрих Эн­гельс (1820-1895) в своей ран­ней ра­бо­те «Немец­кая идео­ло­гия». Они до­ка­зы­ва­ли, что об­ще­ство нель­зя из­ме­нить, ис­хо­дя из пред­став­ле­ний о добре и спра­вед­ли­во­сти. И этот их тезис с эн­ту­зи­аз­мом под­хва­ти­ли их по­сле­до­ва­те­ли. «Не же­ла­ния пра­вят миром, но мир сво­и­ми по­сле­до­ва­тель­ны­ми, неиз­беж­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми со­зда­ёт наши чув­ства, наши же­ла­ния, — про­по­ве­до­вал Жюль Гед. — Разум так мало ру­ко­во­дит лю­дь­ми, как и спра­вед­ли­вость».
Воз­мож­но­сти транс­фор­ма­ции об­ще­ства весь­ма жёст­ко огра­ни­че­ны со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми усло­ви­я­ми. «Люди сами де­ла­ют свою ис­то­рию, но они де­ла­ют её не так, как им взду­ма­ет­ся, при об­сто­я­тель­ствах, ко­то­рые сами они вы­бра­ли, а ко­то­рые непо­сред­ствен­но имеют на­ли­цо, даны им и пе­ре­шли от про­шло­го», — объ­яс­нял Маркс своё ви­де­ние в своей зна­ме­ни­той ра­бо­те «Во­сем­на­дца­тое брю­ме­ра Луи Бо­на­пар­та». Сред­ства про­из­вод­ства по­сте­пен­но услож­ня­лись. По этой при­чине из­ме­ня­лось раз­де­ле­ние труда. Про­цес­сы в эко­но­ми­ке при­во­ди­ли к из­ме­не­нию форм со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции. Когда раз­ви­тие средств про­из­вод­ства до­стиг­ло та­ко­го уров­ня, что по­яви­лись из­лиш­ки, воз­ник­ла част­ная соб­ствен­ность. И имен­но по­яв­ле­ние част­ной соб­ствен­но­сти из­ме­ни­ло по­ло­же­ние жен­щин в об­ще­стве – они стали угне­тён­ны­ми.
Сам Карл Маркс соб­ствен­но не вы­де­лял жен­ский во­прос в «от­дель­ное про­из­вод­ство». Неко­то­рые фе­ми­нист­ки даже упре­ка­ют его в снис­хо­ди­тель­ном от­но­ше­нии к жен­щи­нам как стра­да­ли­цам мира, со­здан­но­го муж­чи­на­ми, вспо­ми­ная о его па­тер­на­лист­ской фор­му­ли­ров­ке: «Об­ще­ствен­ный про­гресс может быть точно из­ме­рен по об­ще­ствен­но­му по­ло­же­нию пре­крас­но­го пола (дур­ну­шек в том числе)». Зато Фри­дрих Эн­гельс при­сталь­но изу­чал из­ме­не­ние по­ло­же­ния жен­щи­ны в об­ще­стве. В своей ран­ней ра­бо­те «По­ло­же­ние ра­бо­че­го клас­са в Ан­глии» (1845) он с тре­во­гой от­ме­чал, что при ка­пи­та­лиз­ме «муж­чи­на пе­ре­ста­ёт быть муж­чи­ной, а жен­щи­на ли­ша­ет­ся своей жен­ствен­но­сти». Мо­ло­дой Эн­гельс ука­зы­вал на то, что ка­пи­та­лизм, втя­ги­вая жен­щин в про­из­вод­ство, раз­ру­ша­ет при­выч­ный се­мей­ный уклад. А по­ло­же­ние, когда «жена за­ра­ба­ты­ва­ет на всю семью, а муж сидит дома, смот­рит за детьми, уби­ра­ет, стря­па­ет», он на­зы­вал «неле­пым и бес­смыс­лен­ным». Он горь­ко се­то­вал на то, что «таких слу­ча­ев очень и очень много, в одном Ман­че­сте­ре можно на­счи­тать сотни таких мужей, об­ре­чён­ных на вы­пол­не­ние до­маш­них забот». «Нетруд­но себе пред­ста­вить, какое спра­вед­ли­вое воз­му­ще­ние вы­зы­ва­ет у ра­бо­чих эта на­сто­я­щая ка­стра­ция и к ка­ко­му ра­ди­каль­но­му из­ме­не­нию всех се­мей­ных от­но­ше­ний она при­во­дит, когда все осталь­ные об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния оста­ют­ся без пе­ре­мен». Ин­те­рес­но, что бы сей­час ска­зал Эн­гельс, когда при­ме­ров «на­сто­я­щей ка­стра­ции» стало зна­чи­тель­но боль­ше?
Эн­гельс, ис­поль­зуя офи­ци­аль­ные ста­ти­че­ские дан­ные и пра­ви­тель­ствен­ные от­чё­ты, убе­ди­тель­но до­ка­зы­вал, что, идя на про­из­вод­ство, жен­щи­на губит себя, так как ей при­хо­дит­ся ра­бо­тать во время бе­ре­мен­но­сти, а порой и ро­жать между стан­ков. В итоге он вынес гнев­ный при­го­вор усло­ви­ям труда на ка­пи­та­ли­сти­че­ской фаб­ри­ке: «Жен­щи­ны, неспо­соб­ные ро­жать, де­ти-ка­ле­ки, сла­бо­силь­ные муж­чи­ны, изуро­до­ван­ные члены, целые по­ко­ле­ния, об­ре­чён­ные на ги­бель, из­ну­рён­ные и хилые, — и всё это толь­ко для того, чтобы на­би­вать кар­ман бур­жу­а­зии».
Рабочие женщины, доказывала Клара Цеткин, бок о бок с рабочими мужчинами должны бороться с порабощающим их капитализмом, а не выстраивать «общий фронт» с феминистками в борьбе против «мужской власти». Буржуазных женщин она называла «паразитами паразитов на теле общества»
Ра­бо­чие жен­щи­ны, до­ка­зы­ва­ла Клара Цет­кин, бок о бок с ра­бо­чи­ми муж­чи­на­ми долж­ны бо­роть­ся с по­ра­бо­ща­ю­щим их ка­пи­та­лиз­мом, а не вы­стра­и­вать «общий фронт» с фе­ми­нист­ка­ми в борь­бе про­тив «муж­ской вла­сти». Бур­жу­аз­ных жен­щин она на­зы­ва­ла «па­ра­зи­та­ми па­ра­зи­тов на теле об­ще­ства»
Прав­да, через сорок лет Эн­гельс при­шёл к мысли, что во­вле­че­ние жен­щин в про­из­вод­ство – это, в общем и целом, в пер­спек­ти­ве, по­ло­жи­тель­ное яв­ле­ние. В своей зна­ме­ни­той ра­бо­те «Про­ис­хож­де­ние семьи, част­ной соб­ствен­но­сти и го­су­дар­ства» (1884) он уже утвер­ждал, что ин­ду­стрия, ис­поль­зуя труд жен­щин и детей, за­кла­ды­ва­ет базис для новых, рав­но­прав­ных от­но­ше­ний между по­ла­ми: «Осво­бож­де­ние жен­щи­ны… сде­ла­лось воз­мож­ным толь­ко бла­го­да­ря со­вре­мен­ной круп­ной про­мыш­лен­но­сти, ко­то­рая не толь­ко до­пус­ка­ет жен­ский труд в боль­ших раз­ме­рах, но и прямо тре­бу­ет его и всё более и более стре­мит­ся рас­тво­рить част­ный до­маш­ний труд в об­ще­ствен­ном про­из­вод­стве». Срав­ни­вая жён бур­жуа и ра­бот­ниц, Эн­гельс писал, что жена бур­жуа от­ли­ча­ет­ся «от обыч­ной кур­ти­зан­ки толь­ко тем, что от­да­ёт своё тело не так, как на­ём­ная ра­бот­ни­ца от­да­ёт свой труд, опла­чи­ва­е­мый по­штуч­но, а раз на­все­гда про­да­ёт его в раб­ство». Эко­но­ми­че­ская за­ви­си­мость бур­жу­аз­ной жены от мужа озна­ча­ет, что «он в семье – бур­жуа», а она «пред­став­ля­ет про­ле­та­ри­ат». Зато в про­ле­тар­ской семье «ли­ши­лись вся­кой почвы по­след­ние остат­ки гос­под­ства мужа, кроме неко­то­рой гру­бо­сти в об­ра­ще­нии с женой, уко­ре­нив­шей­ся со вре­ме­ни вве­де­ния мо­но­га­мии». В итоге Эн­гельс делал па­ра­док­саль­ное за­клю­че­ние, что жена про­ле­та­рия менее угне­те­на как жен­щи­на, чем жена бур­жуа, ибо «пер­вой пред­по­сыл­кой осво­бож­де­ния жен­щи­ны яв­ля­ет­ся воз­вра­ще­ние всего жен­ско­го пола к об­ще­ствен­но­му про­из­вод­ству».
Мысль Эн­гель­са о про­грес­сив­ном зна­че­нии жен­ско­го труда под­хва­ти­ли его по­сле­до­ва­те­ли, ко­то­рые, как и он, вна­ча­ле осуж­да­ли это яв­ле­ние. Так, Жюль Гед, споря с пру­до­ни­ста­ми, ко­то­рые счи­та­ли, что жен­ский труд – неже­ла­тель­ное яв­ле­ние, так как «место жен­щи­ны у до­маш­не­го очага», утвер­ждал: «Нет, место жен­щи­ны вовсе не ско­рее у очага, чем где бы то ни было. Её место, как и место муж­чи­ны, везде, где её ак­тив­ность может и хочет быть при­ло­же­на. По­че­му, на каком ос­но­ва­нии за­пе­реть, за­го­ро­дить её полом, пре­вра­щён­ным – хотят этого или нет – в про­фес­сию, чтобы не ска­зать – в ре­мес­ло? У муж­чи­ны тоже есть функ­ции, со­от­вет­ству­ю­щие его полу; он муж и отец, что не ме­ша­ет ему быть вра­чом, ар­ти­стом, ра­бо­чим руч­но­го или ум­ствен­но­го труда. По­че­му, на каком ос­но­ва­нии – пусть она су­пру­га и жена, сколь­ко угод­но – не го­во­ря уже о тех, ко­то­рые ни то, ни дру­гое – по­че­му жен­щи­на не может про­явить себя в форме, какая ей нра­вит­ся?» Гед до­ка­зы­вал: «Зло не в жен­ском труде, хотя б и в про­мыш­лен­но­сти, а во взи­ма­нии ка­пи­та­ли­сти­че­ской де­ся­ти­ны, пред­ме­том ко­то­рой яв­ля­ет­ся в на­сто­я­щее время жен­ский труд в такой же и в боль­шей сте­пе­ни, чем труд муж­ской. Да ещё в пре­пят­стви­ях, ко­то­рые ста­вят со­ци­аль­но­му вли­я­нию жен­щи­ны нравы в такой же сте­пе­ни, как и за­ко­ны».
Надежда Крупская, следуя линии Энгельса, Геда, Бебеля и Цеткин, утверждала, что занятость женщин в производстве – прогрессивное явление и что освобождение женщины может произойти только в результате классовой борьбы
На­деж­да Круп­ская, сле­дуя линии Эн­гель­са, Геда, Бе­бе­ля и Цет­кин, утвер­жда­ла, что за­ня­тость жен­щин в про­из­вод­стве – про­грес­сив­ное яв­ле­ние и что осво­бож­де­ние жен­щи­ны может про­изой­ти толь­ко в ре­зуль­та­те клас­со­вой борь­бы
Од­на­ко Эн­гельс явно пе­ре­оце­ни­вал из­ме­не­ния, ко­то­рые про­изо­шли в про­ле­тар­ской семье в ре­зуль­та­те во­вле­че­ния жен­щи­ны в ин­ду­стри­аль­ное про­из­вод­ство. И за это его вполне спра­вед­ли­во кри­ти­ку­ют фе­ми­нист­ки. На­при­мер, Эмиль Золя в ро­мане «Жер­ми­наль» (1884), ма­те­ри­ал для ко­то­ро­го он чер­пал в ре­аль­но­сти, рас­ска­зы­ва­ет, как дочь шах­тё­ра Тус­се­на Маэ, Ка­трин, стала женой мо­ло­до­го шах­тё­ра Ша­ва­ля. Во время вос­крес­ной про­гул­ки Ша­валь купил Ка­трин пла­то­чек, затем завёл её в лесок и силой овла­дел ею. А потом неред­ко по­би­вал Ка­трин.
Жен­ский во­прос изу­ча­ли мно­гие вид­ные марк­си­сты конца XIX – на­ча­ла ХХ века. Так, Поль Ла­фарг (1842-1911), ко­то­рый во мно­гом за­ло­жил ос­но­вы марк­сист­кой этики и эс­те­ти­ки, при­шёл к мысли, что на­силь­ствен­ное сдер­жи­ва­ние ум­ствен­но­го раз­ви­тия жен­ско­го пола ведёт к ин­тел­лек­ту­аль­ной де­гра­да­ции муж­ско­го. Ра­бо­та гер­ман­ско­го со­ци­а­ли­ста Ав­гу­ста Бе­бе­ля (1840-1913) «Жен­щи­на и со­ци­а­лизм» (1879) счи­та­ет­ся ос­но­во­по­ла­га­ю­щей кни­гой «в фор­ми­ро­ва­нии уста­но­вок со­ци­а­ли­стов в от­но­ше­нии жен­щин». Эта фун­да­мен­таль­ная книга на­пи­са­на на пять лет рань­ше, чем эн­гель­сов­ское «Про­ис­хож­де­ние семьи, част­ной соб­ствен­но­сти и го­су­дар­ства». Во мно­гом взгля­ды Бе­бе­ля и Эн­гель­са сов­па­да­ют. Бе­бель тоже по­ка­зы­ва­ет, что угне­те­ние жен­щи­ны есть про­дукт клас­со­во­го об­ще­ства, что это яв­ле­ние ис­чез­нет после про­ле­тар­ской ре­во­лю­ции, ко­то­рая обоб­ще­ствит до­маш­ний труд и уход за детьми. Од­на­ко Бе­бель более ра­ди­ка­лен. Его можно на­звать пред­те­чей со­вре­мен­но­го со­ци­а­ли­сти­че­ско­го фе­ми­низ­ма. В от­ли­чие от позд­не­го Эн­гель­са он пре­крас­но по­ни­мал, что ра­бот­ни­ца угне­те­на как жен­щи­на и экс­плу­а­ти­ру­е­ма как про­ле­тар­ка. Он утвер­ждал, что в усло­ви­ях ка­пи­та­ли­сти­че­ской кон­ку­рен­ции, на ин­ду­стри­аль­ном про­из­вод­стве, жен­щи­на не может за­ра­ба­ты­вать столь­ко же, сколь­ко муж­чи­на, а вдо­ба­вок она из­ну­ре­на до­маш­ни­ми де­ла­ми: «Она долж­на ра­бо­тать, как вьюч­ное жи­вот­ное, для неё нет ни от­ды­ха, ни пе­ре­дыш­ки; муж всё же поль­зу­ет­ся, как может, сво­бо­дой, ко­то­рую ему, как муж­чине, дал слу­чай». Бе­бель, как и фран­цу­зы Ла­фарг и Гед, при­шёл к мысли, что по­бе­да со­ци­а­лиз­ма невоз­мож­на без ак­тив­но­го уча­стия жен­щин в борь­бе за него и что «осво­бож­де­ние че­ло­ве­че­ства невоз­мож­но без со­ци­аль­ной неза­ви­си­мо­сти и рав­но­прав­но­го по­ло­же­ния полов».
Про­дол­жа­те­лем «дела Бе­бе­ля» стала немец­кая со­ци­а­лист­ка Клара Цет­кин (1857-1933). Она при­зна­ва­ла, что книга Бе­бе­ля «Жен­щи­на и со­ци­а­лизм» вдох­но­ви­ла её: «Это боль­ше чем книга, это со­бы­тие, огром­ное свер­ше­ние». Но Цет­кин пошла даль­ше сво­е­го учи­те­ля, раз­ви­вая тезис, что клас­со­вые ин­те­ре­сы стоят выше по­ло­вых. Она счи­та­ла, что жен­щи­ны сред­не­го клас­са и про­ле­тар­ки даже в ближ­ней пер­спек­ти­ве не имеют общих целей и по­это­му была ис­клю­чи­тель­но враж­деб­но на­стро­е­на к бур­жу­аз­ным фе­ми­нист­кам. Ра­бо­чие жен­щи­ны, до­ка­зы­ва­ла она, бок о бок с ра­бо­чи­ми муж­чи­на­ми долж­ны бо­роть­ся с по­ра­бо­ща­ю­щим их ка­пи­та­лиз­мом, а не вы­стра­и­вать «общий фронт» с фе­ми­нист­ка­ми в борь­бе про­тив «муж­ской вла­сти». Бур­жу­аз­ных жен­щин она на­зы­ва­ла «па­ра­зи­та­ми па­ра­зи­тов на теле об­ще­ства».
Под зна­ме­нем боль­ше­виз­ма
Для того чтобы женщина стала свободной, считала Александра Коллонтай, мало изменить её экономическое, социальное и бытовое положение. Для этого требуется радикальное «перевоспитание психики женщины»
Для того чтобы жен­щи­на стала сво­бод­ной, счи­та­ла Алек­сандра Кол­лон­тай, мало из­ме­нить её эко­но­ми­че­ское, со­ци­аль­ное и бы­то­вое по­ло­же­ние. Для этого тре­бу­ет­ся ра­ди­каль­ное «пе­ре­вос­пи­та­ние пси­хи­ки жен­щи­ны»
Так или иначе, все ор­то­док­саль­ные марк­си­сты осво­бож­де­ние жен­щин от­но­си­ли во время «после про­ле­тар­ской ре­во­лю­ции», ко­то­рая по­бе­ди­ла лишь в Рос­сии, где боль­ше­вич­ка Алек­сандра Кол­лон­тай (1872-1952) стала пер­вой в мире жен­щи­ной-ми­ни­стром – ко­мис­са­ром го­су­дар­ствен­но­го при­зре­ния. Рус­ские боль­ше­ви­ки вос­про­из­во­ди­ли общие марк­сист­ские по­ло­же­ния о жен­ском во­про­се. Так, На­деж­да Круп­ская (1869-1939), жена Вла­ди­ми­ра Улья­но­ва-Ле­ни­на (1870-1924), сле­дуя линии Эн­гель­са, Геда, Бе­бе­ля и Цет­кин, утвер­жда­ла, что за­ня­тость жен­щин в про­из­вод­стве – про­грес­сив­ное яв­ле­ние и что осво­бож­де­ние жен­щи­ны может про­изой­ти толь­ко в ре­зуль­та­те клас­со­вой борь­бы. А сам Ленин тре­бо­вал, чтобы «наша ком­му­ни­сти­че­ская ра­бо­та среди жен­ских масс, наша по­ли­ти­че­ская ра­бо­та вклю­ча­ла в себя зна­чи­тель­ный кусок вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты среди муж­чин». «Мы долж­ны вы­тра­вить ста­рую ра­бо­вла­дель­че­скую точку зре­ния до по­след­них мель­чай­ших кор­ней её, — на­ста­и­вал Ленин. —  Су­ще­ству­ет ли более на­гляд­ное до­ка­за­тель­ство этому (ра­бо­вла­дель­че­ской точке зре­ния – Д. Ж.), чем то, что муж­чи­ны спо­кой­но смот­рят, как жен­щи­ны из­на­ши­ва­ют­ся на мел­кой ра­бо­те, од­но­об­раз­ной, из­ну­ря­ю­щей и по­гло­ща­ю­щей время и силы, ра­бо­те в до­маш­нем хо­зяй­стве; на то, как их кру­го­зор при этом сужа­ет­ся, ум туск­не­ет, би­е­ние серд­ца ста­но­вит­ся вялым, воля сла­бой?»
Лев Троц­кий (1879-1940) тоже до­ка­зы­вал, что «нель­зя дви­гать­ся впе­рёд, по­ки­дая жен­щи­ну в глу­бо­ком тылу», ведь «жен­щи­на – мать нации». Но все эти уста­нов­ки не вы­хо­ди­ли за рамки обыч­но марк­сист­кой па­ра­диг­мы. А вот идеи Кол­лон­тай были весь­ма ори­ги­наль­ны­ми. Она, пред­вос­хи­щая идеи Ан­то­нио Грам­ши и Луи Аль­тюс­се­ра об ав­то­но­мии над­строй­ки в от­но­ше­нии ба­зи­са, не со­гла­ша­лась с тем, что с эко­но­ми­че­ским про­грес­сом ав­то­ма­ти­че­ски из­ме­нят­ся уста­нов­ки в об­ла­сти мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти: «Недо­ста­точ­но было со­здать новые формы про­из­вод­ства, надо было со­от­вет­ствен­но этим новым фор­мам про­из­вод­ства пе­ре­стро­ить свои по­ня­тия, свои пра­ви­ла жизни, мо­раль». Для того чтобы жен­щи­на стала сво­бод­ной, счи­та­ла Кол­лон­тай, мало из­ме­нить её эко­но­ми­че­ское, со­ци­аль­ное и бы­то­вое по­ло­же­ние. Для этого тре­бу­ет­ся ра­ди­каль­ное «пе­ре­вос­пи­та­ние пси­хи­ки жен­щи­ны». Она от­ста­и­ва­ла мне­ние, что секс — не грех, а важ­ней­шая часть че­ло­ве­че­ской жизни во­об­ще и жизни жен­щи­ны в част­но­сти. Не осуж­дая сек­су­аль­ные экс­пе­ри­мен­ты людей ре­во­лю­ци­он­ной эпохи, сама Кол­лон­тай вовсе не была сто­рон­ни­цей нераз­бор­чи­во­сти в ин­тим­ных свя­зях. Она ис­хо­ди­ла из своей «тео­рии кры­ла­то­го Эроса». По мне­нию Кол­лон­тай, «со­вре­мен­ная лю­бовь все­гда гре­шит тем, что, по­гло­щая мысли и чув­ства “лю­бя­щих сер­дец”, вме­сте с тем изо­ли­ру­ет, вы­де­ля­ет лю­бя­щую пару из кол­лек­ти­ва» и сни­жа­ет её ин­те­рес к делам об­ще­ства. «Бур­жу­аз­ная мо­раль тре­бо­ва­ла: всё для лю­би­мо­го че­ло­ве­ка. Мо­раль про­ле­та­ри­а­та пред­пи­сы­ва­ет: всё для кол­лек­ти­ва», — про­по­ве­до­ва­ла Кол­лан­тай. В этом кон­тек­сте по­ло­вая лю­бовь будет не про­сто «го­ло­сом при­ро­ды», «при­кра­шен­ным ча­ра­ми любви», а со­ли­дар­ной лю­бо­вью рав­ных, когда парт­нё­ры со­хра­нят свою ин­ди­ви­ду­аль­ность: «без муж­ско­го са­мо­дав­ле­ния и раб­ско­го рас­тво­ре­ния своей лич­но­сти в любви со сто­ро­ны жен­щи­ны».
Как ко­мис­сар го­су­дар­ствен­но­го при­зре­ния, Кол­лон­тай до­би­лась предо­став­ле­ния жен­щи­нам пол­ной юри­ди­че­ской неза­ви­си­мо­сти, рав­но­пра­вия в браке, ле­га­ли­за­ции абор­тов, лик­ви­да­ции по­ня­тия «неза­кон­ное рож­де­ние» и т. д. Од­на­ко это не зна­чит, что она, как со­вре­мен­ные фе­ми­нист­ки, пред­ла­га­ла жен­щи­нам ис­хо­дить из прин­ци­па «Моё тело – моё дело». Она, в от­ли­чие от ли­бе­ра­лов и мно­гих левых, вво­ди­ла в «жен­ский во­прос» по­ня­тие долга. «С пер­вых шагов со­вет­ско­го за­ко­но­да­тель­ства было при­зна­но, что ма­те­рин­ство – не част­ное дело, но со­ци­аль­ный долг ак­тив­ной и рав­но­прав­ной граж­дан­ки го­су­дар­ства», — пи­са­ла она. Она от­ри­ца­ла аб­со­лют­ное право жен­щин кон­тро­ли­ро­вать свою спо­соб­ность к де­то­рож­де­нию и об­ра­щать­ся со своим телом, как им нра­вит­ся. «Со­ци­аль­ная обя­зан­ность ма­те­рин­ства, — на­ста­и­ва­ла нар­ком го­су­дар­ствен­но­го при­зре­ния, — за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы, пре­жде всего, ро­дить здо­ро­во­го и жиз­не­спо­соб­но­го ре­бён­ка… Жен­щи­на в эти ме­ся­цы (во время бе­ре­мен­но­сти – Д. Ж.) пе­ре­ста­ёт при­над­ле­жать себе – она на служ­бе у кол­лек­ти­ва – она “про­из­во­дит” из соб­ствен­ной плоти и крови новую еди­ни­цу труда, но­во­го члена труд­рес­пуб­ли­ки. Вто­рая обя­зан­ность жен­щи­ны, с точки зре­ния со­ци­аль­ной за­да­чи ма­те­рин­ства, самой вы­кор­мить гру­дью мла­ден­ца».
Ны­неш­ние левые фе­ми­нист­ки, ро­ман­ти­зи­руя образ Алек­сан­дры Ми­хай­лов­ны Кол­лон­тай как про­по­вед­ни­цы сек­су­аль­но­го рас­кре­по­ще­ния жен­щи­ны, не об­ра­ща­ют вни­ма­ния на эти су­ро­вые по­ло­же­ния её кон­цеп­ции. А зря. Не от­ри­цая ин­ди­ви­ду­аль­ные права и сво­бо­ды жен­щин, а за­щи­щая их, Кол­лон­тай, тем не менее, на пер­вое место ста­ви­ла кол­лек­тив­ный порыв в бу­ду­щее. Ин­ди­ви­ду­аль­ное в её ми­ро­воз­зре­нии было под­чи­не­но за­да­чам то­таль­но­го.
Под зна­ме­нем ра­ди­каль­но­го бун­тар­ства
Сексуальные отношения между мужчинами и женщинами – всего лишь выражение мужской власти, утверждает одна из родоначальниц «теории патриархата» Кейт Миллет
Сек­су­аль­ные от­но­ше­ния между муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми – всего лишь вы­ра­же­ние муж­ской вла­сти, утвер­жда­ет одна из ро­до­на­чаль­ниц «тео­рии пат­ри­ар­ха­та» Кейт Мил­лет
Со­вре­мен­ные ра­ди­каль­ные фе­ми­нист­ки не жа­лу­ют Кол­лон­тай, счи­тая её едва ли не идео­ло­гом на­силь­ствен­но­го ма­те­рин­ства (это на­сквозь лжи­вое утвер­жде­ние). Ра­ди­каль­ный фе­ми­низм по­явил­ся в 60-70-е годы, после того, как за­пад­ные мо­раль­ные устои по­тряс­ла сек­су­аль­ная ре­во­лю­ция. В прин­ци­пе, за­пад­ная сек­су­аль­ная ре­во­лю­ция не от­кры­ла ни­че­го но­во­го. Она лишь сде­ла­ла явным то, что до­се­ле было тай­ным. И, как любая ре­во­лю­ция, она дала тол­чок весь­ма эк­зо­ти­че­ским уче­ни­ям и кон­цеп­ци­ям. Одним из них и яв­ля­ет­ся ра­ди­каль­ный фе­ми­низм.
В общем и целом, ра­ди­каль­ный фе­ми­низм ос­но­вы­ва­ет­ся на «тео­рии пат­ри­ар­ха­та». Муж­чи­ны, утвер­жда­ют ра­ди­каль­ные фе­ми­нист­ки, — это класс, ин­те­ре­сы ко­то­ро­го про­ти­во­по­лож­ны ин­те­ре­сам жен­щин. А зна­чит, чтобы осво­бо­дить­ся,  жен­щи­нам надо вос­стать про­тив вла­сти муж­чин. Власть муж­чин про­ни­ка­ет во все сферы, но на­чи­на­ет­ся она с самой ин­тим­ной сферы – с секса. Сек­су­аль­ные от­но­ше­ния между муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми – всего лишь вы­ра­же­ние муж­ской вла­сти, утвер­жда­ет одна из ро­до­на­чаль­ниц «тео­рии пат­ри­ар­ха­та» Кейт Мил­лет. Пат­ри­ар­хат под­дер­жи­ва­ет­ся затем с по­мо­щью со­ци­а­ли­за­ции, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся с вос­пи­та­ния детей в семье и уси­ли­ва­ет­ся во время по­лу­че­ния че­ло­ве­ком об­ра­зо­ва­ния, чте­ния ли­те­ра­ту­ры, зна­ком­ства с ре­ли­ги­я­ми. Таким об­ра­зом, цен­но­сти пат­ри­ар­ха­та усва­и­ва­ют­ся не толь­ко муж­чи­на­ми, но и жен­щи­на­ми. У неко­то­рых жен­щин от этого раз­ви­ва­ют­ся нена­висть к себе и чув­ство непол­но­цен­но­сти.
Ра­ди­каль­ные фе­ми­нист­ки под­хва­ти­ли и раз­ви­ли идею Эли­за­бет Стэн­тон об из­на­си­ло­ва­нии муж­чи­на­ми всего жен­ско­го. Из­на­си­ло­ва­ния – это муж­ской по­ли­ти­че­ский акт, до­ка­зы­ва­ет Сью­занн Бра­ун­мил­лер. Не все муж­чи­ны - на­силь­ни­ки, объ­яс­ня­ет она, но все муж­чи­ны из­вле­ка­ют из из­на­си­ло­ва­ний вы­го­ду. «Из­на­си­ло­ва­ние – это ни боль­ше, ни мень­ше, чем со­зна­тель­ный про­цесс за­пу­ги­ва­ния, по­сред­ством ко­то­ро­го все муж­чи­ны удер­жи­ва­ют всех жен­щин в со­сто­я­нии стра­ха», — пишет Бра­ун­мил­лер. Ан­дреа Двор­кин утвер­жда­ет, что муж­чи­ны на­си­лу­ют жен­щин, кроме всего про­че­го, за­став­ляя их сле­до­вать стан­дар­там моды и кра­со­ты: «Стан­дар­ты кра­со­ты огра­ни­чи­ва­ют фи­зи­че­скую сво­бо­ду жен­щи­ны. Пер­вым шагом в про­цес­се осво­бож­де­ния (жен­щин – от угне­те­ния, муж­чин – от несво­бо­ды фе­ти­шиз­ма) яв­ля­ет­ся ра­ди­каль­ное пе­ре­осмыс­ле­ние от­но­ше­ния жен­щи­ны к сво­е­му телу. Жен­щи­ны долж­ны пе­ре­стать ка­ле­чить свои тела и на­чать жить так, как им удоб­но». «Боль яв­ля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью ухода за собой, и это не слу­чай­но, — по­ла­га­ет Двор­кин. – При­ня­тие боли и её ро­ман­ти­за­ция на­чи­на­ют­ся здесь, в дет­стве, в со­ци­а­ли­за­ции, слу­жа­щей под­го­тов­ке жен­щи­ны к родам, са­мо­от­ре­че­нию и уго­жде­нию су­пру­гу». Двор­кин ста­вит в один ряд ки­тай­ский обы­чай бин­то­ва­ния ступ­ней, кор­се­ты, вы­со­кие каб­лу­ки, вы­щи­пы­ва­ние бро­вей и т. д. Пор­но­гра­фия — ещё одно сред­ство, с по­мо­щью ко­то­ро­го муж­чи­ны на­си­лу­ют жен­щин. «Пор­но­гра­фия – это тео­рия, из­на­си­ло­ва­ние – прак­ти­ка», — про­воз­гла­си­ла Двор­кин.
Ис­хо­дя из тео­рии пат­ри­ар­ха­та, ра­ди­каль­ные фе­ми­нист­ки при­шли к мысли о необ­хо­ди­мо­сти раз­ру­ше­ния семьи. По мысли Мил­лет, «бу­дучи ору­ди­ем об­ще­ства, семья не толь­ко по­буж­да­ет своих чле­нов к при­спо­соб­ле­нию и под­чи­не­нию, но и дей­ству­ет в ка­че­стве под­раз­де­ле­ния пра­ви­тель­ства пат­ри­ар­халь­но­го го­су­дар­ства, ко­то­рое управ­ля­ет сво­и­ми граж­да­на­ми через глав семей». От этого те­зи­са неда­ле­ко и до при­зна­ния необ­хо­ди­мо­сти утвер­жде­ния «по­ли­ти­че­ско­го лес­би­ян­ства». Тем более, что, со­глас­но тео­рии Анны Коедт, муж­чи­ны не нужны жен­щи­нам для до­сти­же­ния удо­воль­ствия, так как ва­ги­наль­ный ор­газм – это пат­ри­ар­халь­ный миф. Таким об­ра­зом, со­глас­но неко­то­рым ра­ди­каль­ным фе­ми­нист­кам, ге­те­ро­сек­су­аль­ность – это не есте­ствен­ное про­яв­ле­ние сек­су­аль­но­сти, а по­ли­ти­че­ская уста­нов­ка, вы­год­ная муж­чи­нам. Идя на сек­су­аль­ный кон­такт с муж­чи­ной, жен­щи­на поз­во­ля­ет ко­ло­ни­зи­ро­вать себя. «Толь­ко в си­сте­ме угне­те­ния, яв­ля­ю­ще­го­ся муж­ским гла­вен­ством, угне­та­тель фак­ти­че­ски внед­ря­ет­ся в тело угне­тён­ной и ко­ло­ни­зи­ру­ет его, чи­та­ем мы в ма­ни­фе­сте Ре­во­лю­ци­он­ной фе­ми­нист­ской груп­пы «Лидс». – Про­ник­но­ве­ние есть акт огром­но­го сим­во­ли­че­ско­го зна­че­ния, по­сред­ством ко­то­ро­го угне­та­тель вхо­дит в тело угне­та­е­мой… функ­ци­ей и ре­зуль­та­том этого яв­ля­ет­ся на­ка­за­ние и кон­троль жен­щи­ны… каж­дый акт пе­не­тра­ции для жен­щи­ны пред­став­ля­ет втор­же­ние, под­ры­ва­ю­щее её уве­рен­ность и ис­то­ща­ю­щее её силы». «Муж­чи­ны – враги. Ге­те­ро­сек­су­аль­ные жен­щи­ны – по­соб­ни­ки вра­гов», — за­клю­ча­ют ак­ти­вист­ски.
"Женщины должны перестать калечить свои тела и начать жить так, как им удобно». «Боль является неотъемлемой частью ухода за собой, и это не случайно, — полагает Андреа Дворкин
«Жен­щи­ны долж­ны пе­ре­стать ка­ле­чить свои тела и на­чать жить так, как им удоб­но». «Боль яв­ля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью ухода за собой, и это не слу­чай­но, — по­ла­га­ет Ан­дреа Двор­кин
Ра­ди­каль­ный фе­ми­низм — яв­ле­ние на­столь­ко же эк­зо­ти­че­ское, на­сколь­ко и про­ти­во­ре­чи­вое. Да­ле­ко не все пред­ста­ви­тель­ни­цы этого на­прав­ле­ния до­хо­дят до идеи «по­ли­ти­че­ско­го лес­би­ян­ства». Од­на­ко все ра­ди­каль­ные фе­ми­нист­ки утвер­жда­ют: жен­щи­ны – жерт­вы муж­ской вла­сти как та­ко­вой. Муж­чи­на, кем бы они ни был, в какой бы со­ци­аль­ной груп­пе он не от­но­сил­ся, — если не враг, то недруг. Так или иначе, эта про­по­ведь вы­год­на тем, кто не хочет, чтобы муж­чи­ны и жен­щи­ны вме­сте бо­ро­лись про­тив ка­пи­та­лиз­ма. Порой ра­ди­каль­ный фе­ми­низм ка­жет­ся бла­жью за­пад­ных жен­щин сред­не­го клас­са. Жен­щи­на, ко­то­рая одна под­ни­ма­ет детей где-ни­будь в Пи­ка­лё­ве, муж ко­то­рой сги­нул после того, как остал­ся без ра­бо­ты, мень­ше всего ду­ма­ет о «по­ли­ти­че­ском лес­би­ян­стве» и о «праве на ор­газм». Ей нужны до­стой­но опла­чи­ва­е­мая ра­бо­та, со­ци­аль­ные га­ран­тии и нор­маль­ные бы­то­вые усло­вия.
Но в со­ци­а­ли­сти­че­ском фе­ми­низ­ме есть идеи, ко­то­рые весь­ма ак­ту­аль­ны. Глав­ная из них – че­ло­ве­че­ство будет сво­бод­ным тогда, когда сво­бо­ды до­бьют­ся оба пола. И до­бьют­ся её вме­сте. Да и идеи ли­бе­раль­но­го фе­ми­низ­ма, а точ­нее — борь­ба за эле­мен­тар­ное рав­но­пра­вие жен­щи­ны с муж­чи­на­ми, вос­тре­бо­ва­ны в тех стра­нах, где жен­щи­ны прав не имеют.
Category: Ана­лиз — Метки:  — Дмит­рий Жва­ния @ 15.04.13

Коментарі

Популярні публікації