Карго-культ
Культ Карго -- это уникальное явление, появившееся на островах
Меланезии и Папуа Новой Гвинеи в двадцатом веке, когда европейцы начали
доставлять туда блага западной цивилизации. Корабли и самолеты,
привозившие груз (карго) на американские и английские военные базы в
Тихом океане, вызывали крайнее удивление у местных племен. Они не могли
объяснить, как белые люди, казалось бы, ничего не делая, привлекают все
это добро. Джон Фрум, один из немногих до сих пор живых культов карго,
имеет несколько тысяч последователей на острове Танна в Вануату.
Это культ зародился в тридцатых годах прошлого века, когда некто Джон
Фрум появился в деревне возле Салфа бей (Sulphur bay) и призвал жителей
не следовать европеизации, продвигаемой миссионерами, а вернуться к
своим традициям. Взамен на это он, как Карлсон, обещал вернуться 15го
февраля неизвестного года с богатством для всех жителей острова. По
одной версии, имя Джон Фрум пошло от английского John from America. По
другой, Frum или Brum пошло от английского broom (метла), как символ,
призванный вымести миссионерские происки с Танны.
Вера в Джон Фрума окрепла во время второй мировой войны, когда на Новых
Гебридах, как в то время называлось Вануату, неожиданно основали базу
американцы. Они жили в палатках, маршировали на плацу и разговаривали
по радио. За это на расчищеный в лесу аэродром большие самолеты
постоянно доставляли им еду, одежду и Кока Колу. Когда война
закончилась и американцы ушли с острова, местные жители стали поднимать
флаг и маршировать с бамбуковыми ружьями. Одно время у них даже был
свой аэродром с деревянным самолетом, готовый в любой момент принять
карго -- благодать от Джона Фрума. С тех пор по традиции каждый год
15го февраля жители деревень возле Салфа бей устраивают военный парад,
в душе надеясь, что Джон Фрум наконец вернется.
Как и у любой серьезной религии, у движения Джона Фрума были темные
времена. В девяностых годах в деревне появился некий пророк Фред,
которому во время работы на рыболовецком судне в Индийском океане
пришло послание от Бога. Пророк Фред объявил что Джон Фрум и Иисус --
это одно и то же. Он велел бросить флаги и ружья и призвал идти за ним
на соседнюю гору, где должно было состояться просветление и избавление
от грехов. Часть джон фрумовцев последовала за ним, остальные же ушли
из деревни и в пятиста метрах основали новую. Через год с лишним
прибывший военный наряд из столицы дал последователям лжепророка
несколько часов на то, чтобы покинуть гору, зачистил местность и
посадил Фреда и еще нескольких лидеров в тюрьму. Оставшиеся люди
вернулись в деревню. Часть из них хотела вернуться к Джону Фруму, но
обратно их не приняли. Теперь у Салфа бей три деревни: изначального
Джона Фрума, Джона Фрума-Христа и одна с представителями обоих.
Обидевшиеся друг на друга деревни теперь практически не общаются.
1.
Салфа бей -- родина культа. В деревне внизу живут последователи
изначального культа, а также
отщепенцы, последователи пророка Фреда. Основная деревня Джона Фрума
теперь в лесу справа.
2.
Когда-то американский красный крест был одним из символов культа.
Изначально он был деревянный. Теперь крест увековечен в камне, на
могиле первого лидера культа.
3.
Рано утром 15го февраля в деревне Ламакара старейшины одеваются в
американскую военную форму и выстраиваются для торжественного поднятия
флага.
4.
"Почетный караул" из деревни поднимает флаги.
5.
6.
После поднятия флага из леса на накамал, площадь в деревне, маршем
выходят солдаты.
7.
8.
Сержант проводит показательные выступления: - На плечо! - С плеча! - На
лее-во!
9.
За парадом торжественно наблюдает глава деревни и хранитель культа
Айзек Ван.
10.
Показательные выступления заканчиваются и солдаты расходятся.
11.
Вместо них на накамал выбегают более традиционно одетые представители
острова.
12.
Военное командование садится под специально отведенный навес.
13.
Группы местной самодеятельности показывают кастом дэнс (kastom dance)
-- традиционные танцы.
14.
Культ Джона Фрума повлиял на танцы тоже. Группы танцуют то с
деревянными ружьями то с деревянными бензопилами.
15.
Нарядные женщины танцуют и поют.
16.
В перерыве на накамал выносят местную еду лаплап, и распределяют между
зрителями. Лаплап -- это мясо, приготовленное в листьях на углях.
17.
Айзек Ван произносит торжественную речь. После чего танцы продолжаются.
Мы же ушли в деревню Джона Фрума - Иисуса.
18.
В ней традиционно по средам под укулели и гитару поют песни про Джона
фрума и его "апостола" Джонни Ковбоя. Поют, надо сказать, замечательно.
По океанийски позитивно.
19.
Женщины танцуют.
Вообще я ожидал что культ уже умирает, но оказалось что нет. 15-е
февраля превратилось во что-то вроде западного рождества. Жители
деревни не ждут с содроганием что Джон Фрум спустится с неба или выйдет
из моря посреди бела дня. Но они в него верят, и свои традиции и танцы
они показывают соседям и туристам с удовольствием. Последних, кстати, в
этот раз было всего человек двадцать.
- Отримати посилання
- X
- Електронна пошта
- Інші додатки
Мітки:
карго-культ
Коментарі
Дописати коментар