Приручение лошади в Казахстане, на 1000 лет раньше других народов


Факт использования древним человеком ременной упряжи свидетельствует о том, то впервые лошадь объездили более 5500 лет тому назад
Изображение: Сандра Ольсен, Музей естественной истории им. Карнеги (www.nsf.gov)  (кликните картинку для увеличения)

Факт использования древним человеком ременной упряжи свидетельствует о том, то впервые лошадь объездили более 5500 лет тому назад Изображение: Сандра Ольсен, Музей естественной истории им. Карнеги (www.nsf.gov) (кликните картинку для увеличения)
14.04.2009 (19:19)

Найденные археологами следы от уздечки на зубах ископаемой лошади свидетельствуют о том, что эти милые и грациозные животные впервые были одомашнены, по крайней мере, 5500 лет тому назад. Это на целое тысячелетие раньше, чем считалось до сих пор. 



Хотя одомашнивание лошадей произвело настоящий переворот в жизни общества, дав стремительный толчок развитию транспорта, межплеменных коммуникаций, продовольственного производства и военного ремесла, - ученые долгое время не могли точно определить, где и когда начался этот процесс. Среди самых ранних свидетельств были найдены лишь железные фрагменты конской сбруи, датированные бронзовым веком. А генетические исследования, к сожалению, не давали нужных результатов.

В ходе новых исследований международная группа археологов под руководством британских ученых из Эксетерского и Бристольского университетов обнаружила более ранние признаки одомашнивания лошадей на территории современного Казахстана, где в эпоху энеолита процветала ботайская культура 

(3700-3100 гг. до Р.Х.). Раскопки велись несколькими этапами, начиная с 1994 года в поселках Красный Яр, Васильковка и других кочевых стоянках при поддержке географического общества National Geographic и научного фонда NSF. Соответствующий доклад опубликован 6 марта 2009 года в ведущем академическом журнале Science

Степные равнины, бескрайне простирающиеся к востоку от Уральских гор до Северного Казахстана, некогда были главным обиталищем диких лошадей. Первое взаимодействие древнего человека с этими удивительными животными начиналось с охоты. Вероятно, именно это и дало толчок к приручению животных и затем использованию их для верховой езды. Немудрено, что местные жители хорошо изучили повадки копытных, постоянно соприкасаясь с ними. Причем, в качестве домашних животных лошади оказались намного предпочтительнее тех же коров, овец и коз, так как они способны легче переносить суровые климатические условия и пастись круглый год, добывая себе пищу из-под снега. А коров, овец и коз нужно было обеспечивать зимними кормами. Поэтому их роль в развитии доисторических форм хозяйства этого региона обозначилась гораздо позднее. 

«Когда люди начали ездить на лошадях, - комментируют Дэвид Энтони и Доркас Браун из Хартвикского колледжа в Нью-Йорке, - транспортная система радикально изменилась. Мы до сих пор измеряем технологии лошадиными силами. Подумать только, каких-нибудь 150 лет тому назад это был самый быстрый вид транспорта в мире!». 

На «ботайских» урочищах ученые обнаружили сотни тысяч лошадиных костей, однако до недавнего времени никто не мог с уверенностью сказать, кому принадлежат эти останки – диким особям, за которыми охотились люди, или одомашненным животным. Проведя обширные полевые работы с последующим детальным анализом находок, научная группа выделила три независимые серии доказательств, подтверждающих факт раннего одомашнивания лошадей. 

Во-первых, сравнительный анализ костей, найденных на урочищах, показал, что анатомия ботайских скакунов сходна с костями одомашненных представителей бронзового века из Европы и имеет ряд отличий от диких лошадей того же региона. Археологи пришли к выводу, что древние люди занимались примитивной селекцией, отбирая животных по нужным физическим признакам и затем усиливая их (признаки) путем скрещивания. 

Во-вторых, разработав новый метод, ученые проанализировали химические сигнатуры жирорастворимых липидов, обнаруженных на черепках ботайской керамики, и сошлись на мнении, что жители тогдашнего Северного Казахстана употребляли в пищу кобылье молоко, которое и поныне сбраживают в слабоалкогольный напиток под названием кумыс. Таким образом, кумысная традиция уходит своими корнями еще в начало медного века (примерно 5500 лет тому назад). «Изобретение метода определения жировых остатков конского молока на керамической посуде – это настоящий прогресс в науке, - поясняет профессор Браун. - Если вы доите кобылу, значит, она домашняя».

И, наконец, научная группа тщательно исследовала конские черепа на наличие повреждений, оставленных упряжью. Несколько челюстей носили признаки износа, несомненно, возникшего в результате трения удил с зубами. В те времена в качестве уздечки ботайцы использовали кожаные ремни, протянутые между зубными канавками и завязанные под подбородком таким образом, что два свободных конца служили своеобразными поводьями. Степные американские индейцы называли это нехитрое приспособление военной или скаковой уздечкой, которая, скорее всего, была самым ранним прототипом современной узды. 

Интересно, что ботайская культура в какой-то степени напоминает древнюю культуру степных индейцев. Американские племена тоже широко использовали лошадей в своем хозяйстве, однако, с некоторыми существенными отличиями. Например, индейцам не пришлось заниматься отловом, укрощением и скрещиванием диких животных, так как в Северную Америку они были завезены европейцами уже полностью одомашненными. «Американским индейцам крупно повезло, так как они получили уже укрощенное и прирученное животное, - говорит Сандра Ольсен, участвовавшая в раскопках. - Нет никаких сомнений, что есть общие черты в индейском и евразийском укладе жизни, в котором во многом полагались на лошадь, однако не стоит слишком преувеличивать их значение».

По сравнению со своими предшественниками ботайцы намного меньше кочевали, поэтому их жилища, наполовину посаженные в землю, были тщательно спроектированы. Это значительно упростило археологам задачу изучения оставленных ими артефактов, так как другие племена из-за постоянной миграции вряд ли могли после себя обеспечить много полезных свидетельств. Эксперты подозревают, что приручение лошади было обычно для этих племен. 

Алан Аутрам, ведущий автор статьи, надеется, что научная группа в скором времени продолжит исследования на других урочищах с использованием тех же технологий. «Я не удивлюсь, - говорит ученый, - если мы вдруг наткнемся на еще более ранние свидетельства одомашнивания. Если таковые вообще имеются, скорее всего, мы найдем их где-то в степной зоне с большими равнинами, поросшими травой». 

Исследования проводились Университетами Эксетера, Бристоля и Винчестера (Великобритания), Музеем естественной истории им. Карнеги (США), Кокшетауским университетом (Казахстан). 

Коментарі

Популярні публікації