ЕГИПЕТ: исламистов губит не ислам, а неолиберализм

 Ми­ха­эль ДОРФ­МАН

Еги­пет­ская кон­сти­ту­ция при­ня­та
Еги­пет­ская кон­сти­ту­ция при­ня­та. Ми­ро­вые СМИ охот­но под­хва­ти­ли вер­сию пре­зи­ден­та Му­хам­ме­да Мурси о том, что ему якобы про­ти­во­стоя ан­ти­ис­лам­ские свет­ские элиты. На самом деле Мурси и «Бра­тья-му­суль­мане» (или «Му­суль­ман­ское брат­ство») стре­ми­тель­но те­ря­ют под­держ­ку на­се­ле­ния по­то­му, что они свер­ну­ли на тот же по­роч­ный путь нео­ли­бе­ра­лиз­ма, где спо­ткнул­ся режим Хусни Му­ба­ра­ка.
Я не раз до­ка­зы­вал, что при­чи­ной еги­пет­ской ре­во­лю­ции стала не жажда де­мо­кра­тии, не стрем­ле­ние к ли­бе­ра­лиз­му, а пе­ре­ход элиты к сво­бод­но­ры­ноч­ной аме­ри­кан­ской мо­де­ли кор­по­ра­тив­но­го «гра­би­тель­ско­го ка­пи­та­лиз­ма», под­чи­не­ние стра­ны дик­та­ту транс­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­ций и их меж­ду­на­род­ных ор­га­нов: Все­мир­ной тор­го­вой ор­га­ни­за­ции (ВТО), Меж­ду­на­род­но­го ва­лют­но­го фонда (МВФ), Все­мир­но­го банка и др.
Пре­зи­дент Мурси и его пра­ви­тель­ство не по­же­ла­ло при­нять на­род­ный выбор, и по­это­му стре­ми­тель­но те­ря­ют под­держ­ку на­се­ле­ния. Если на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах за «Бра­тьев-му­суль­ман» про­го­ло­со­ва­ло около 70% егип­тян, то на ре­фе­рен­ду­ме по по­во­ду кон­сти­ту­ции им в пер­вом туре го­ло­со­ва­ния с тру­дом уда­лось со­брать 57% го­ло­сов. Во вто­ром туре они по неофи­ци­аль­ным дан­ным на­бра­ли 70%. Ре­фе­рен­дум про­во­дит­ся по­этап­но по­то­му, что боль­шин­ство еги­пет­ских судей, сто­рон­ни­ков оп­по­зи­ции, от­ка­за­лось на­блю­дать за про­ве­де­ни­ем ре­фе­рен­ду­ма, а судей про­сто не хва­ти­ло. В ат­мо­сфе­ре ре­во­лю­ци­он­но­го хаоса есть мно­же­ство слу­ча­ев фаль­си­фи­ка­ции. Тем не менее, «Бра­тьям-му­суль­ма­нам» не уда­лось скрыть кота в мешке. Они стре­ми­тель­но те­ря­ют под­держ­ку. Ведь при­шло го­ло­со­вать всего 30% из­би­ра­те­лей. Не яви­лись в ос­нов­ном из­би­ра­те­ли ис­ла­ми­стов.  Лон­дон­ский ана­ли­тик ирак­ско­го про­ис­хож­де­ния Рей­чел Шаби счи­та­ет, что за несколь­ко ме­ся­цев пар­тия «Бра­тья-му­суль­мане» по­те­ря­ла треть сво­е­го элек­то­ра­та.
Элек­то­рат «Бра­тьев-му­суль­ман»  – люди ве­ру­ю­щие, но это вовсе не тупая фа­на­тич­ная толпа, как пы­та­ют­ся их изоб­ра­зить ми­ро­вые СМИ и экс­пер­ты из раз­лич­ных «моз­го­вых цен­тров», легко ку­пив­ши­е­ся на про­па­ган­ду Мурси, а ещё боль­шей сте­пе­ни под­дав­ши­е­ся своим ис­ла­мо­фоб­ским стра­хам и ещё боль­ше – стра­хом перед пря­мым дей­стви­ем на­ро­да.
Му­хам­мед Мурси и «Бра­тья-му­суль­мане» (или «Му­суль­ман­ское брат­ство») стре­ми­тель­но те­ря­ют под­держ­ку на­се­ле­ния по­то­му, что они свер­ну­ли на тот же по­роч­ный путь нео­ли­бе­ра­лиз­ма, где спо­ткнул­ся режим Хусни Му­ба­ра­ка
Мурси не по­мо­га­ет удер­жать по­пу­ляр­ность даже тот факт, что про­тив него вы­сту­пи­ла такая же нео­ли­бе­раль­ная и неде­мо­кра­ти­че­ская элита, опи­ра­ю­ща­я­ся на  го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты ста­ро­го ре­жи­ма. Мурси и его «Брат­ство» уси­лен­но пы­та­ют­ся изоб­ра­зить кон­фликт как борь­бу с ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной свет­ской эли­той. Ис­ла­ми­сты за­яв­ля­ют, что якобы ведут народ на борь­бу ис­лам­ской прав­ды про­тив ан­ти­ис­лам­ской крив­ды. Пе­ре­сту­пив­ший ба­рьер стра­ха еги­пет­ский народ «не ве­дёт­ся».
Ре­зуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют, что егип­тяне те­ря­ют веру в «Брат­ство» не по­то­му, что там ис­ла­ми­сты, а по­то­му, что оно управ­ля­ет плохо и ведёт Еги­пет не туда, куда хочет народ. Мно­гие верят, что Брат­ство верно не из­би­ра­те­лям, а вла­сти. Эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка Мурси про­дол­жа­ет тот же самый нео­ли­бе­раль­ный курс, за­слу­жив­ший во вре­ме­на Му­ба­ра­ка вы­со­кий рей­тинг на за­пад­ных бир­жах и по­хва­лы ве­ду­щих сво­бод­но­ры­ноч­ных эко­но­ми­стов, но при­нес­ший на­ро­ду мно­же­ство  стра­да­ний.
Сво­бод­но­ры­ноч­ная дог­ма­ти­ка на­пол­ня­ет про­ект новой еги­пет­ской кон­сти­ту­ции. Осуж­де­ние кон­сти­ту­ции вы­ли­лось в ка­ри­ка­тур­ный од­но­днев­ный ма­ра­фон, когда в знак про­те­ста кон­сти­ту­ци­он­ную ас­сам­блею по­ки­ну­ли ли­бе­ра­лы, хри­сти­ане и жен­щи­ны. Более су­ще­ствен­но, что в на­ча­ле де­каб­ря под дик­тов­ку Меж­ду­на­род­но­го ва­лют­но­го фонда было объ­яв­ле­но пре­кра­ще­ние суб­си­дий на топ­ли­во. Цены на элек­три­че­ство, бал­ло­ны на до­маш­ний газ и мно­гое дру­гое резко под­ско­чи­ли.
Тем вре­ме­нем про­дол­жа­лись пе­ре­го­во­ры о по­лу­че­нии займа в раз­ме­ре 4,8 млрд дол­ла­ров от МВФ. Займ обу­слов­лен вве­де­ни­ем ре­жи­ма ан­ти­со­ци­аль­но­го уре­за­ния бюд­же­та, неви­дан­но­го в Егип­те с 1977 года, когда уре­за­ние суб­си­дий вы­зва­ло мас­со­вые хлеб­ные бунты. Пра­ви­тель­ство Мурси обе­ща­ло МВФ рез­кое со­кра­ще­ние бюд­же­та, уре­за­ние суб­си­дий, уве­ли­че­ние на­ло­гов на то­ва­ры ши­ро­ко­го по­треб­ле­ния, уре­за­ние об­ще­ствен­ных за­трат и де­валь­ва­цию еги­пет­ско­го фунта. Всё это пока от­ло­же­но из-за на­чав­ших­ся про­те­стов. Еги­пет­ский народ вышел на улицы. Шо­ко­вая те­ра­пия, при­выч­ная для нео­ли­бе­раль­но­го пе­ре­хва­та во всем мире, от Чили до Рос­сии, может и не сра­бо­тать. Ведь одним из ос­нов­ных тре­бо­ва­ний Еги­пет­ской ре­во­лю­ции была со­ци­аль­ная спра­вед­ли­вость, несов­ме­сти­мая со сво­бод­но-ры­ноч­ным ка­пи­та­лиз­мом.
Я уже писал недав­но, что в кон­флик­те между «Му­суль­ман­ским брат­ством», ад­ми­ни­стра­ци­ей пре­зи­ден­та Мурси и его про­тив­ни­ка­ми – «оба плохо». Хо­ро­шо здесь то, что не уда­лось быст­рень­ко про­ве­сти ре­ак­ци­он­ную кон­сти­ту­цию, пока народ не пой­мёт, в чём дело. Всё боль­ше про­яс­ня­ет­ся нео­ли­бе­раль­ная  аме­ри­ка­ни­зи­ро­ван­ная эко­но­ми­че­ская идео­ло­гия «Брат­ства» (да и его про­тив­ни­ков-са­ла­фи­тов). (Кста­ти, не так давно мне до­ве­лось по­бе­се­до­вать с са­ла­фит­ским ак­ти­ви­стом. Узнав, что я ста­жи­ро­вал­ся ка­кое-то время в Прин­стоне, он ска­зал, что был там в тоже время, что и я, что он даже по­зна­ко­мил­ся со своей женой там.)
Пока боль­шин­ство на­се­ле­ния Егип­та не го­то­во от­ка­зать в до­ве­рии «Бра­тьям-му­суль­ма­нам». «Брат­ство» оста­ёт­ся наи­бо­лее ор­га­ни­зо­ван­ной по­ли­ти­че­ской силой в стране, кроме того, даёт о себе знать уста­лость на­ро­да и же­ла­ние оста­вить этот кон­сти­ту­ци­он­ный кри­зис по­за­ди
Раз­ра­бо­тан­ная ис­ла­ми­ста­ми кон­сти­ту­ция при­вя­зы­ва­ет рост за­ра­бот­ной платы не к росту цен и рас­хо­дов, а к по­вы­ше­нию про­дук­тив­но­сти. Кон­сти­ту­ция раз­ре­ша­ет лишь «мир­ные» за­ба­стов­ки, остав­ляя пар­ла­мен­ту опре­де­лить, что это зна­чит. Новая кон­сти­ту­ция свято блю­дёт эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы еги­пет­ской армии (ко­то­рая вла­де­ет 20%, а по дру­гим оцен­кам – 45%, всей еги­пет­ской эко­но­ми­ки; эти цифры дер­жат­ся в сек­ре­те).
Более того, кон­сти­ту­ция га­ран­ти­ру­ет армии осо­бые права и при­ви­ле­гии и де­ла­ет её недо­ступ­ной об­ще­ствен­но­му кон­тро­лю.  Всё это про­ти­во­ре­чит клят­вам и за­ве­ре­ни­ям Мурси о за­щи­те ре­во­лю­ции. Он явно пы­та­ет­ся за­щи­тить ин­те­ре­сы нео­ли­бе­раль­ной ка­пи­та­ли­сти­че­ской элиты и транс­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­ций за счёт всех осталь­ных. Отчёт “Blomberg” под зна­ме­на­тель­ным на­зва­ни­ем «Эко­но­ми­че­ское ви­де­ние “Му­суль­ман­ских бра­тьев”-мил­ли­о­не­ров» ха­рак­те­ри­зу­ет их как «Бра­тья од­но­го про­цен­та».
Проф­со­юз­ные ак­ти­ви­сты в этом во­про­се со­глас­ны с ка­пи­та­ли­сти­че­ски­ми ана­ли­ти­ка­ми. Еги­пет­ская фе­де­ра­ция сво­бод­ных проф­со­ю­зов при­со­еди­ни­лась к про­те­стам и за­яви­ла, что новая кон­сти­ту­ция пред­по­чи­та­ет бо­га­тых и силь­ных. В ответ на ан­ти­проф­со­юз­ные за­ко­ны Мурси боль­шой про­мыш­лен­ный город в дель­те Нила Эл Ма­хал­ла эль Кубра даже объ­явил себя от­дель­ной рес­пуб­ли­кой. В го­ро­де про­шли не толь­ко стач­ки на пред­при­я­ти­ях, но также за­ба­стов­ки ме­ди­ков и слу­жа­щих об­ще­ствен­но­го сек­то­ра, про­те­сто­вав­ших про­тив раз­ло­же­ния об­ще­ствен­ных служб. Еги­пет­ские неза­ви­си­мые проф­со­ю­зы стре­ми­тель­но рас­тут, и мо­би­ли­за­ция про­тив ре­ак­ци­он­ной нео­ли­бе­раль­ной кон­сти­ту­ции по­мо­га­ет росту по­пу­ляр­но­сти их борь­бы за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость.
Все эти про­те­сты на­кла­ды­ва­ют­ся на опа­се­ния ли­бе­ра­лов по по­во­ду под­ры­ва лич­ной сво­бо­ды и прав че­ло­ве­ка, осо­бен­но для жен­щин и мень­шинств, на опа­се­ния, что ре­ли­ги­оз­ные ав­то­ри­те­ты по­лу­чат ре­ша­ю­щее слово в пра­во­вых во­про­сах. Непри­ем­лем и сам про­цесс вы­ра­бот­ки кон­сти­ту­ции, от­ри­ца­ю­щий вы­ра­бот­ку кон­сен­су­са по жиз­нен­но важ­ным во­про­сам.
Во­пре­ки утвер­жде­ни­ям ис­ла­ми­стов и боль­шой части ино­стран­ных экс­пер­тов и СМИ, ни­ка­кая враж­да к ис­ла­му и тра­ди­ции не смог­ла бы про­бу­дить в Егип­те такие мас­со­вые и ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ные про­те­сты по всей стране. Не ислам, а нео­ли­бе­раль­ная по­ли­ти­ка де­ла­ет Мурси непо­пу­ляр­ным в Егип­те.
Од­на­ко имен­но эта по­ли­ти­ка, же­ла­ние слу­жить ин­те­ре­сам нео­ли­бе­раль­ных элит и гло­баль­но­го ми­ро­во­го по­ряд­ка вме­сте с го­тов­но­стью всеми си­ла­ми со­хра­нять ста­тус-кво в ре­ги­оне, осо­бен­но в из­ра­иль­ско-па­ле­стин­ском кон­флик­те, и  де­ла­ет ис­ла­ми­стов при­ем­ле­мы­ми и же­лан­ны­ми на За­па­де. Ис­поль­зуя стан­дарт­ные па­тер­на­лист­ской при­е­мы, в аме­ри­кан­ской ад­ми­ни­стра­ции и транс­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­тив­ных кру­гах по­ла­га­ют, что ре­ли­ги­оз­ная ри­то­ри­ка «Му­суль­ман­ско­го брат­ства» обес­пе­чит успех его ре­ак­ци­он­ной нео­ли­бе­раль­ной по­ли­ти­ки и укре­пит их кон­троль над Егип­том. Пока их ин­те­ре­сы охра­ня­ют­ся, аме­ри­кан­ской ад­ми­ни­стра­ции всё равно, кто у руля, Му­ба­рак или Мурси, ли­бе­ра­лы, во­ен­ные или ис­ла­ми­сты.
Если ре­фе­рен­дум и что-то по­ка­зал, то лишь спо­соб­ность оп­по­зи­ции расти и ор­га­ни­зо­вы­вать­ся. Имен­но боль­шая и ор­га­ни­зо­ван­ная оп­по­зи­ция смо­жет по­вер­нуть об­ще­ствен­ное мне­ние от ген­дер­ных и ре­ли­ги­оз­ных ин­ден­ти­фи­ка­ци­он­ных по­ли­тик к борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость – глав­но­го дви­га­те­ля Еги­пет­ской ре­во­лю­ции
Пока боль­шин­ство на­се­ле­ния Егип­та не го­то­во от­ка­зать в до­ве­рии  «Бра­тьям-му­суль­ма­нам». «Брат­ство» оста­ёт­ся наи­бо­лее ор­га­ни­зо­ван­ной по­ли­ти­че­ской силой в стране, кроме того, даёт о себе знать уста­лость на­ро­да и же­ла­ние оста­вить этот кон­сти­ту­ци­он­ный кри­зис по­за­ди.  Од­на­ко па­де­ние под­держ­ки «Бра­тьев» по­ка­зы­ва­ет, что егип­тяне не под­да­ют­ся на де­шё­вую ре­во­лю­ци­он­ную ри­то­ри­ку. В этом сила ре­во­лю­ции. Опро­сы об­ще­ствен­но­го мне­ния по­ка­зы­ва­ют, что куда боль­ше кон­флик­та ли­бе­ра­ла­ми и ис­ла­ми­ста­ми, егип­тян вол­ну­ют про­бле­мы ра­бо­ты, жилья, ме­ди­цин­ско­го обес­пе­че­ния, об­ще­ствен­ной без­опас­но­сти.
Если ре­фе­рен­дум и что-то по­ка­зал, то лишь спо­соб­ность оп­по­зи­ции расти и ор­га­ни­зо­вы­вать­ся. Имен­но боль­шая и ор­га­ни­зо­ван­ная оп­по­зи­ция смо­жет по­вер­нуть об­ще­ствен­ное мне­ние от ген­дер­ных и ре­ли­ги­оз­ных ин­ден­ти­фи­ка­ци­он­ных по­ли­тик к борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость – глав­но­го дви­га­те­ля Еги­пет­ской ре­во­лю­ции. Кон­сти­ту­ци­он­ный ре­фе­рен­дум может и дол­жен стать по­во­рот­ным мо­мен­том для по­ли­ти­че­ской мо­би­ли­за­ции на пред­сто­я­щих пар­ла­мент­ских вы­бо­рах в на­ча­ле 2013 года. Если «Му­суль­ман­ское брат­ство» и даль­ше будет пре­не­бре­гать со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­стью в поль­зу нео­ли­бе­раль­но­го ка­пи­та­лиз­ма, то оно рис­ку­ет быст­ро по­те­рять ува­же­ние об­ще­ства, на­жи­тое де­ся­ти­ле­ти­я­ми под­по­лья, тя­жё­лой и порой ге­ро­и­че­ской борь­бой про­тив ти­ра­нии.
Ма­те­ри­а­лы ав­то­ра по теме:

Коментарі

Популярні публікації