Виктор Суслов: Подписание ассоциации не изменит правовую систему

Блиц-интервью с представителем правительства Украины при Евразийской комиссии, постоянно действующем регулирующем органе Таможенного союза и Единого экономического пространства

  —  28 Ноябрь 2013, 07:40
  • Вернуться к стандартному виду


О причинах торговой войны с Россией, влиянии ассоциации с ЕС на украинскую экономику и возможности вступления в Торговый союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном в случае подписания ассоциации с ЕС в интервью Forbes рассказал представитель правительства Украины при Евразийской комиссии, экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.

– Как вы можете охарактеризовать чаяния бизнеса накануне возможного подписания ассоциации с ЕС? Как вы считаете, не были ли эти ожидания завышенными?
– Я не могу сказать, что большая часть украинского бизнеса надеялась на положительное решение вопроса по евроинтеграции. Я вхожу в состав рабочей группы при Кабинете министров Украины, которая была создана решением премьер-министров Украины и России и с начала лета этого года пыталась оценить последствия от подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Фото Дмитрий Корнилов
Рабочая группа разработала анкету, разослала ее представителям всех отраслевых ассоциаций и многих крупнейших предприятий, экспортирующих продукцию на рынки Таможенного союза. Может быть, потому что было лето, но подавляющее большинство адресатов не ответили.
Обращения от объединений предпринимателей, в том числе Украинского союза промышленников и предпринимателей, поступили президенту Украины в начале ноября. После встречи предпринимателей с президентом было объявлено, что бизнес не готов к выполнению требований, заложенных в соглашении.
Да, импортеры, завозящие товары из ЕС, логично поддерживают ассоциацию, потому что считают, что отмена пошлин на группы товаров повысит конкурентоспособность и позволит снизить цены на товары из ЕС в Украине. Этот шаг даст значительный доход нашим импортерам, таких предприятий много, и они представляют серьезную часть торгового украинского бизнеса. Также ассоциация может быть выгодна нашим производителям и поставщикам сырья на европейские рынки. Хотя сырье никогда не облагалось входными пошлинами, и здесь ситуация не особенно меняется.
Проблемы возникают с двумя группами предприятий – работающими на внутренний рынок Украины, и на рынки других стран, кроме ЕС. В соглашении об ассоциации записана важная норма о фактической ликвидации таможенной защиты внутреннего рынка – соглашение о зоне свободной торговли предполагает почти полную отмену ввозных пошлин для европейских товаров. А украинские товары неконкурентоспособны, они дороже и уступают по качеству европейским. Следовательно, предполагается, что предприятия, работающие на внутренний рынок Украины, испытают большие сложности и будут вынуждены свернуть производство.
– Общий переходный период после ратификации ассоциации составляет 10 лет. Разве недостаточно времени, чтобы бизнес успел перестроиться на новые стандарты и условия работы?
– Стандарты и технические регламенты ЕС относятся к лучшим в мире. Если Украина внедрит эти стандарты и регламенты, это станет большим скачком в повышении конкурентоспособности украинского производства. Вопрос только в том, что украинские предприятия не имеют средств для перестройки своего производства в соответствии с этими регламентами и стандартами. Достаточно упомянуть, что на эти цели, по данным Кабинета министров, украинский бизнес должен потратить 165 млрд евро за 10 лет переходного периода. Но у предприятий просто нет таких денег. 
В наших поставках в РФ более 38% занимает высокотехнологичная продукция. Остатки ВПК, машиностроение, авиационная промышленность, космическая отрасль и т.д. завязаны на Россию. Если заставить их перейти на технические регламенты ЕС, кооперация с РФ рушится
И тогда, после ратификации соглашения об ассоциации, европейские производители получат крайне выгодные  условия для конкуренции на украинском рынке. Они получают возможность свободно, без пошлин войти на украинский рынок, где будут установлены правила игры на выгодных для них условиях, предусмотренных европейскими техническими регламентами и стандартами. При этом работа украинских предприятий, не сумевших перейти на европейские регламенты и стандарты, должна быть остановлена. Когда украинский бизнес в этом разобрался, оказалось, что его такой ход событий не устраивает.
Даже местные предприятия, например, местный молокозавод или хлебозавод, которые никогда не работали на экспорт, могут оказаться в ситуации, когда их продукция не будет соответствовать европейским стандартам, и они должны будут остановиться, а рабочие будут уволены.
– Получается, что основной вопрос упирается в финансовую составляющую стоимости перехода на евростандарты для украинского бизнеса?
– Главный вопрос в том, кто заплатит за банкет, кто заплатит эти 165 млрд евро. Президент Украины уже заявил, что если ЕС даст эти деньги, Украина немедленно подпишет соглашение об ассоциации с ЕС. Наша страна и так вся в долгах, у нас дефицит бюджета. Бизнес тоже не найдет эти деньги. Правительство не может рассчитывать на поддержку МВФ, потому что требования с их стороны очень жесткие, и выполнить их Украина не может. МВФ хочет, чтобы расходы в значительной мере оплатили граждане Украины, и поэтому требует повышения цен на газ и коммунальные услуги для населения на 40%, требует замораживания минимальной заработной платы, сокращения социальных расходов и дефицита бюджета.
Мы не можем взять огромные финансовые обязательства перед ЕС, зная, что Украина не в состоянии выполнить такие обязательства.
– Однако участники финансового рынка считают, что подписание ассоциации позитивно повлияет на развитие экономики, так как поспособствует увеличению потока иностранных инвестиций...
– А что же до сих пор эти инвестиции не идут к нам? Каким образом подписание ассоциации может повлиять на инвесторов?
– Один из аргументов инвесторов – состояние правовой системы и бизнес-климата, который, по их мнению, улучшится после подписания ассоциации…
– Подписание ассоциации не изменит правовую систему! Кроме того, надо понимать, что весь наш финансовый сектор – это финансовые посредники. Они всегда выступают за развитие отношений со странами, в которых есть свободный капитал. На фондовом рынке, к примеру, финансовые посредники себя хорошо чувствуют, когда в Украину приходят большие объемы спекулятивного капитала.
Но то, в чем заинтересован финансовый посредник, редко соответствует стратегическим интересам экономики Украины. Капитал заходит и зарабатывает на высоких процентных ставках. Посмотрите, сколько стоит ипотека в Украине, и сколько в ЕС – там ипотечный кредит обходится не более 0,75% в год.
Истина в том, что ситуация разных отраслей и разных предприятий индивидуальна, но ориентироваться надо на отрасли, которые дают бюджету основную часть его налоговых поступлений.

– В случае подписания ассоциации Украина может принять какие-то меры по протекционизму (защите) национальной экономики?
– Через ассоциацию мы полностью открываем для ЕС рынок по двум основным направлениям регулирования, которые существуют в международной торговле – снимаем все защитные пошлины и снимаем все технические барьеры. О протекционизме речь идти вообще не может. Здесь, наоборот, присутствует полный либерализм – соглашение исключает какие-либо защитные меры для внутреннего рынка.
–  39-я статья соглашения об ассоциации не ограничивает возможность вступления Украины в различные таможенные союзы. Возможен ли сценарий одновременного подписания ассоциации и последующего вступления в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана?
– И теоретически, и юридически Украина может быть членом как минимум двух зон свободной торговли – с ЕС и Таможенным союзом. Украина могла бы быть также полноценным членом Таможенного союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном, если бы торговые режимы и пошлины между членами ТС и ЕС были бы такими же, как и у ЕС с Украиной. Однако это не так на практике. Поэтому в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС Украина не сможет стать членом ТС.
Рынок Таможенного союза – это 34% объема всего украинского экспорта. И попадать в ситуацию, когда мы уступаем внутренний рынок Украины товаропроизводителям из ЕС и закономерно получаем ограничения в торговле со стороны РФ, мы не можем.
– Объясните, почему ассоциация с ЕС должна обернуться торговой войной с Россией?
– Потому что Россия опасается, что сдав свой внутренний рынок более конкурентоспособным товаропроизводителям из ЕС, Украина начнет в возрастающем объеме экспортировать свои товары в Россию, пользуясь льготами в рамках режима зоны свободной торговли СНГ.
Тогда Россия грозит применить свое право, предусмотренное приложением 6 к соглашению о зоне свободной торговли СНГ, которым разрешается перевод поставок товаров из Украины в режим наибольшего благоприятствования, т.е. с использованием импортных пошлин, предусмотренных соглашениями по ВТО. Тогда наш экспорт в Россию просто рухнет.
Кроме того, крайне важен вопрос совместимости технических регламентов и технических стандартов между Украиной и странами ТС. Если Украина введет у себя технические регламенты и стандарты ЕС, предусмотренные соглашением об ассоциации с ЕС, возникнут технические барьеры на пути украинских товаров в ТС ввиду различий регламентов между ЕС и ТС.
Через ассоциацию мы полностью открываем для ЕС рынок по двум основным направлениям – снимаем все защитные пошлины и все технические барьеры. О протекционизме речь идти вообще не может
Возможна остановка поставок в рамках производственной кооперации. Все наши остатки ВПК, авиационная промышленность, космическая отрасль, машиностроение и т.д. завязаны на Россию. Если заставить их перейти на технические регламенты и стандарты ЕС, вся эта кооперация рушится, и Украина теряет огромные объемы высокотехнологичного экспорта.
В наших поставках в РФ более 38% занимает высокотехнологичная продукция. Это поставки двигателей для вертолетов и самолетов, турбин для атомных станций, изделий военного назначения, совместное производство ракет и т.д. Перевод этих отраслей на стандарты, отличающиеся от российских, означает остановку работы данных отраслей с их последующей ликвидацией – ведь ЕС не собирается покупать у нас высокотехнологичную продукцию в больших объемах.

Коментарі

Популярні публікації