Зрадництво

Volodymyr Paniotto
25 июля газета "Капитал" опубликовала с некоторыми сокращениями мою колонку о предательстве:

Предательство стало рутиннымВ период изменений в обществе бывает ситуация, при которой старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не сложились. Дюркгейм назвал такую ситуацию аномией. Поскольку нормы перестают эффективно регулировать поведение людей, происходит деморализация общества. По данным исследований Евгения Головахи в 90-х годах в украинском обществе возник феномен «аморального большинства». В журнале «Социология» (2003, №2) между Головахой и Валерием Хмелько возникла дискуссия, в которой, впрочем, В.Хмелько ставил под сомнение не сам факт возникновения «аморального большинства», а то, когда именно возник этот феномен.
Исследования КМИСа 2012-13 гг. демонстрируют кризис доверия почти ко всем общественным институтам (кроме церкви и СМИ), включая недоверие парламенту, президенту, правительству, оппозиции, милиции и т.д. Кроме того, очень низким является уровень, так называемого, «обобщенного доверия» (показатель, состоящий из доверия другим людям и доверия незнакомцам). Между тем, низкий уровень доверия тормозит экономическое развитие, препятствует реформам, подрывает эффективность банковской системы и т.п.
Теоретически за двадцать лет могли бы возникнуть новые нормы и ценности и утвердиться новая мораль. Однако, иногда те моральные нормы, которые возникают, отнюдь не способствуют повышению уровня доверия. Одной из таких норм становится толерантность к обману и предательству.
И часто транслятор этих норм - политическая элита (почему-то все, кто пишет это словосочетание, добавляет перед ним «так называемая»). Если в первые годы независимости у зрителей еще вызывали удивление крестящиеся в храмах бывшие гонители церкви, то сейчас смена убеждений становится нормой. И сроки смены убеждений укорачиваются. После победы «оранжевой революции» многие политики стали «оранжевыми», после победы Януковича – «бело-голубыми». Яркие сторонники украинского языка, получив должность во власти, на следующий же день выступают за русский как второй государственный. Непримиримые борцы с властью становятся министрами в этой власти и так же самоотверженно начинают ее поддерживать. Люди подписывают клятвы «перед господом Богом и Украинским народом» о верности оппозиционной партии, а после того, как попадают в парламент, сразу же переходят в лагерь власти.
Если бы кто-то вел себя так в обычной жизни, среди наших знакомых, мы бы не подали ему руку. А тут эти люди появляются на телевидении, участвуют в политических шоу, популярные и любимые ведущие жмут им руку и улыбаются… Значит, все в порядке, ничего страшного, «дело житейское». Более того, измена, предательство, обман, становятся «военной хитростью», доблестью, «развести их как котят» - это здорово, это круто!
Все это способствует инфляции понятия порядочности и усугубляет деморализацию общества. . Действительно, если уж нет ничего ужасного в предательстве на государственном уровне, когда решается судьба страны, то бытовые проступки - обещал и не сделал, одолжил деньги и не вернул – это даже и не нарушения, а так, мелочи.

Коментарі

Популярні публікації