Современные вызовы Украины в условиях кризиса мирового порядка

Багатопланова стаття Турчинова у The American Interest. Тут і репортаж про досягнутих успіхах, і рекомендації американському істеблішменту, і потенційні загрози Росії (статтю ж прочитають і в Москві), і особистий інтерес (я, Ткрчинов, саме той хлопець, що вам може знадобитися після Порошенка).
Олександр Валентинович найрозумніший чоловік в українському політикумі і він має подбати про своє майбутнє.
LB.ua
24 сентября 2015, 08:55

В американском аналитическом журнале The American Interest, среди основателей которого экс-советник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский и лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт, вышла статья Александра Турчинова «Современные вызовы Украины в условиях кризиса мирового порядка». Это доктринальная статья Секретаря CНБО, вызвавшая традиционную агрессивную реакцию со стороны РФ. Статья – попытка глубинного анализа глобальных вызовов, стоящих сегодня перед Украиной и миром.

LB.ua приводит ее вашему вниманию в полном объеме, включая ту часть материалов, которые не попали в американское издание.

Современные вызовы Украины в условиях кризиса мирового порядка
Фото: Макс Требухов
На Востоке Украины продолжается военное противостояние. Российские оккупационные войска уже второй год подряд стремятся реализовать стратегию Путина по уничтожению нашей независимости и свободы. В ответ на эту агрессию Украина продемонстрировала миру свою субъектность, за короткий период восстановила свой военный потенциал и стала бастионом на пути Путина в Европу.
Но мы не сможем эффективно противостоять российскому агрессору, если не будем четко осознавать полную картину событий, понимать место и роль нашей борьбы в глобальном измерении. Конфликт, разворачивающийся сейчас на Востоке государства, имеет комплексный и долгосрочный характер. По многим признакам он, наряду с войной на Ближнем Востоке, нестабильностью и военными конфликтами в Северной Африке, ростом напряженности в отношениях Китая с Японией и Вьетнамом, агрессивными провокациями КНДР против Южной Кореи, является симптомом нарастающего кризиса глобальной системы международной безопасности и дестабилизации мирового порядка в целом.
Фото: Макс Левин
Вполне вероятным в среднесрочной перспективе может стать значительный рост масштабов и интенсивности существующих конфликтов и возникновения новых зон нестабильности со все более широким привлечением, прямо или косвенно, военных потенциалов таких стран как США, стран ЕС, КНР, РФ, Индии, Пакистана, Турции, Ирана, Израиля и др.
Эти угрожающие тенденции могут поставить мир на грань общемирового военного конфликта, который, в свою очередь, может представлять собой как полномасштабную войну с возможным применением ядерного и других видов оружия массового поражения, так и систему меньших конфликтов разной степени интенсивности, результатами которых станет формирование нового мирового порядка.
Для Украины это будет означать возможность вовлечения в континентальную войну, вероятность которой повышается из-за массового милитаристского психоза, охватившего Российскую Федерацию. Милитаристское безумие растет на фоне откровенной несостоятельности Кремля решать насущные внутриполитические, экономические и социальные проблемы без эксплуатации имперско-шовинистических идеологем и фантомов внешних врагов. Психологические комплексы и пропагандистские клише сталинского СРСР причудливо переплелись в современной России с представлениями и стереотипами гитлеровской Германии: «крепость в осаде» сюрреалистично сочетается с «заговорами предателей» и «ударом ножом в спину». Разговоры с телеэкранов о «необходимости поддержания социальных стандартов жизни трудящихся Уралвагонзавода» из уст мультимиллиардеров сочетаются с заклинаниями чиновников и церковных иерархов в духе «мы русские, а значит лучшие».
При этом путинский режим вынужден стремительно отказываться от «демократического фасада» и все больше прибегать к тоталитарным методам управления обществом и государством. Неотъемлемой составляющей этого процесса является сворачивание экономических свобод и сужение сферы действия рыночных механизмов, самоизоляция РФ от глобального рынка, что еще больше усугубит экономический кризис, технологическое отставание и социальную деградацию страны. Наиболее наглядным симптомом экономического и социального безумия, охватившего Россию, стало уничтожение «санкционных продуктов». Как о наиболее весомой победе на продовольственном фронте рапортуют российские телеканалы, сообщая о сожжении украинских утят и уничтожении бульдозерами испанских персиков.
Фото: bbc.com
Объективным результатом процессов глубокой социальной деградации России, продолжающимся уже не одно десятилетие и получившим большое ускорение после начала агрессии против Украины в феврале 2014 года, уже в ближайшей перспективе станет резкое ослабление и глубокая дестабилизация Российской Федерации. Процессы и тенденции, происходящие в нынешней России, тождественны тем, что происходили на последнем этапе существования СРСР. Отсутствие рациональной мотивации развития, монополизация и жесткое административное регулирование экономики, диктат и произвол силовых структур, гиперцентрализация власти, безальтернативность единолично принятых решений.
Весь этот сталинский скелет советской империи в конце прошлого века не смог выдержать последовательного, скоординированного политического и экономического давления Западного мира. Твердость позиций в сочетании с комплексом санкций и ограничений холодной войны позволили ведущим демократическим странам одержать победу над империей зла. Советский Союз распался на пятнадцать государств, произошло объединение Германии и освобождение от имперского плена восточноевропейских стран.
Заботясь о сохранении советского ядерного наследия, Запад остановил процесс дальнейшего распада остатков империи. Сняв все ограничения, кредитуя и способствуя преодолению технологической отсталости, Запад создал условия для социально-экономической стабилизации Российской Федерации, позволив жестко подавить национально-освободительное движение на Кавказе и взять под полный контроль все многонациональные составляющие федерации. Но РФ не смогла адаптироваться к демократическим правилам мирного сосуществования и сотрудничества. Третий президентский срок Путина четко подчеркнул политическую доминанту современной России - идеологию имперского реваншизма. Но, загоняя Россию в «прокрустово ложе» старой имперской модели, Путин ведет страну к перспективе неотвратимости распада, запуская тем самым механизмы, которые в свое время разрушили Советский Союз
Фото: EPA/UPG
Агрессия, деградация, разрушение и падение - это правило подтвердили истории не одной империи с поправкой на неумолимое сжатие временных параметров и ускорение всех процессов. Поэтому становится достаточно реальной перспектива прекращения существования России в ее сегодняшних границах.
Сегодня в России снова наблюдаются существенные признаки усиления центробежных процессов. Речь идет, прежде всего, о Северном Кавказе. Хотя глава Чечни Р.Кадыров подчеркнуто ведет себя как верный вассал Путина, преданность которого приобретается многомиллиардными дотациями, эта республика давно уже является фактически независимой. И дело не только в том, что правоохранительные органы России вынуждены получать у Кадырова разрешения на деятельность на территории Чечни, но и в том, что место российской правовой системы все больше замещает шариатское право. Продолжаются бои в Дагестане, неспокойно в Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
ФСБ пытается подавить чувашский, марийский, татарский, башкирский и другие национально-освободительные движения народов Поволжья. В частности, в июле 2015 года башкир Айрат Дильмухаметов получил три года колонии строгого режима за публикацию в интернете статьи с призывами к борьбе за свободу своего народа. Такие жесткие наказания свидетельствуют о растущем испуге российских карательных органов.
Богатую историю и давние государственные традиции имеют Урал, Сибирь и Дальний Восток. В августе 2014 года Новосибирск и другие города Сибири всколыхнула волна народных выступлений под лозунгами восстановления государственного суверенитета этих земель. Сложно считать простым совпадением обстоятельств то, что именно на это время пришлось прямое российское военное вторжение на Восток Украины.
Фото: EPA/UPG
Экономический спад возобновил разговоры о суверенитете и в Калиниградской области, являющейся российским анклавом между Польшей и Литвой. Снова и снова жители полностью разграбленной Москвой Карелии сравнивают свое жалкое положение с процветанием соседней этнически близкой Финляндии.
Добавьте к этому активную трудовую миграцию китайцев в Сибирь и на Дальний Восток РФ, аренду Китаем у России огромных земельных массивов и многокилометровую российско-китайскую границу, где с одной стороны бескрайние неосвоенные российские территории, а с другой чрезвычайно перенаселенная страна.
Один из немногих респектабельных российских обозревателей Владислав Иноземцев в августе 2015 года обнародовал статью с показательным названием «Невозможность распада», отражающей глубокую озабоченность российского истеблишмента. Трезвые представители российской элиты обсуждают грядущую катастрофу. Время готовиться и остальному миру. Будущее ядерных арсеналов РФ - ключевой вопрос глобальной безопасности, который должен быть решен в тесном сотрудничестве ядерных государств. И думать об этом и о других аспектах контролируемого демонтажа остатков бывшей империи следует уже сейчас.
Чем больше будет усложняться ситуация внутри России, тем агрессивнее она будет пытаться действовать вовне. Именно под этим углом следует расценивать попытки кремлевского режима в той или иной мере вмешаться в сложные процессы на Ближнем Востоке. Стремясь спасти своего давнего сообщника кровавого диктатора Сирии Башара Асада, Путин усиливает военное присутствие на Восточном Средиземноморье под лицемерными лозунгами участия в борьбе цивилизованного мира против угрозы ИГИЛ.
Фото: top.rbc.ru
Все это будет только ускорять разрушительные процессы внутри самой России. Такая дестабилизация и агония будет сопровождаться кардинальным и неуправляемым ухудшением ситуации как в пределах самой РФ, так и по периметру ее границ.
Это - вызовы глобального характера, в эпицентре которых находится наша страна. Характерной особенностью безопасностной ситуации вокруг и внутри Украины в кратко- и среднесрочной перспективе является комплексный характер угроз, обусловленный сочетанием внешних и внутренних факторов безопасности. Реагирование на такие угрозы также должно носить системный характер, осуществляться по единому замыслу и руководству с гибким применением всех имеющихся сил и средств политической, дипломатической, военной, экономической и информационной борьбы.
Учитывая заложенную руководством РФ парадигму агрессии, а также сложнейшую политическую и экономическую ситуацию, Украина должна быть готова к худшему варианту развития событий.
Путин изо всех сил пытается пугать демократический мир своим военным и, в особенности, ядерным потенциалом. В середине августа российская стратегическая авиация проводила учения, отрабатывая нанесение ракетно-ядерных ударов по Черноморским проливам Босфор и Дарданеллы. Отрабатывалось блокирование возможности вхождения американского флота в Черное море. В сентябре начались масштабные учения войск стратегического назначения, в которых принимают участие силы всей ядерной триады России. Происходят боевые пуски ракет наземного, воздушного и морского базирования. Запланирован также демонстративный полет стратегических бомбардировщиков к побережью США.
За этой демонстрацией ядерной дубинки, стоят отчаянные попытки Путина скрыть внутренние проблемы, увеличивающиеся, как снежный ком, и попытки заставить Запад закрыть глаза на оккупированный Крым и Восточную Украину, истекающую кровью от российской военной агрессии.
Фото: EPA/UPG
Ведущим демократическим странам необходимо понять, что тоталитарно-милитаристская агония и соответствующий распад Российской Федерации - необратимые процессы. Нужно это воспринять спокойно и рационально, не помогая России в продолжении этой агонии. Нужно скорректировать свои среднесрочные планы с учетом изоляции этой страны в экономическом, технологическом и миграционном плане. Соответственно, жесткие санкции нужно рассматривать не как временную кампанию, а как последовательную политику, создающую условия для саморазрушения остатков агрессивной империи.
Безусловно, для недопущения расширения военной угрозы и провокаций со стороны России, пожирающей саму себя, необходимо серьезное усиление потенциала НАТО, создание непреодолимого силового барьера вдоль всех восточных рубежей. Важную роль в этом вопросе должна сыграть Украина, которая уже сегодня мужественно стоит на пути агрессивных планов Кремля. Поэтому усиление нашего военно-технического потенциала соответствует глобальным планам восстановления мира и безопасности на европейском континенте, а также восстановления мирового порядка, базирующегося не на силе ядерного оружия, а на ответственной, последовательной и прогнозируемой позиции ведущих демократических стран мира.
Выражая благодарность нашим стратегическим партнерам за их политическую и экономическую поддержку нашей борьбы, мы надеемся, что будут сняты искусственные барьеры на пути эффективного военно-технического сотрудничества, и нашу страну не будут лишать права на защиту избранного народом пути европейской интеграции.
Нам следует четко осознать, что собственные проблемы мы будем вынуждены решать самостоятельно. Никто, ни американцы, ни европейцы не преодолеют нашу собственную коррупцию, стремление подменить кропотливую реформаторскую работу пиаром и красивыми презентациями. Никто кроме нас, украинцев, не построит современное эффективное государство, мощную армию, действенные полицию и спецслужбы, стабильную и конкурентную экономику.
Критически важной задачей, без решения которой нельзя рассчитывать не только на развитие, но и на выживание Украины как свободной демократической страны, является ускорение реформы сектора безопасности и обороны, прежде всего военной реформы, и полный отказ от отдельных попыток ее имитации.
Фото: dyvys.in
Основные параметры таких изменений уже определены новой Стратегией национальной безопасности Украины. При этом существует насущная необходимость их дальнейшей детализации.
В условиях современных вызовов наивысшим приоритетом должна стать военная реформа:
1. Создание профессионального ядра Вооруженных Сил Украины, которое должно состоять из офицерского корпуса, рядового и сержантского состава, формирующегося исключительно на контрактной основе. При этом на профессиональную основу надо переводить всех специалистов, определяющих боевую готовность армии.
2. Создание многочисленного, слаженного военного резерва, способного к быстрому развертыванию, формирующегося во время и по результатам прохождения срочной воинской службы.
3. Введение модульного (сетевого) принципа строительства Вооруженных Сил Украины - формирование оперативных соединений в зависимости от боевых задач. На этой основе следует оптимизировать систему военного управления, устранить ее лишние звенья.
4. Приоритетное развитие Сил специальных операций, в соответствии со стандартами НАТО, как реальное направление формирования рычагов сдерживания агрессии Российской Федерации.
5. Приоритетное внедрение системы стандартов НАТО (STANAG) и достижение интероперабельности с силами и средствами НАТО. В свою очередь сохранение жизни и здоровья военнослужащего должно стать одним из важнейших критериев эффективности командования. В украинской армии не может быть места для российско-советского циничного отношения к военнослужащему как к «пушечному мясу».
6. Преобразование армии в настоящую элиту нации, обеспечение высокой престижности военной службы. Совершенствование непрерывной системы военного образования, значительное улучшение ее качества. Реорганизация системы мобилизационной подготовки и мобилизации.
Фото: Макс Левин
7. Опережающее развитие единой системы С4І2 (командование, управление, коммуникации, компьютеризация, разведка и информация) Вооруженных Сил Украины. Внедрение современных информационных технологий управления и логистики.
8. Совершенствование системы оборонного планирования и военного строительства, включая наращивание мощностей оборонно-промышленного комплекса, на основе детализации военных угроз, определения и детализации сценариев применения против Украины вооруженных сил других государств и квазигосударственных образований.
Военная реформа является важной составляющей комплексной реформы сектора безопасности и обороны, на важных аспектах которой я также хотел бы остановиться:
1. Создание единой системы руководства в секторе национальной безопасности и обороны, в том числе подсистем стратегического планирования и кризисного реагирования на угрозы национальной безопасности Украины.
2. Решительный отказ от советско-российских принципов безопасности и оборонного строительства. В частности, пора окончательно определить приоритетными в деятельности всех правоохранительных структур: защиту прав, свобод и законных интересов граждан, уход от парадигмы карательных органов.
3. Радикальное повышение эффективности деятельности разведки и контрразведки, использование новейших космических и информационных технологий, на основе тесного взаимодействия с партнерскими спецслужбами США, Великобритании и других стран НАТО.
4. Глубокая оптимизация структуры органов сектора безопасности и обороны, дальнейшее сокращение количества отдельных органов исполнительной власти в составе этого сектора. Рациональную интеграцию систем подготовки персонала, финансового, материально-технического обеспечения и логистики с учетом перехода на стандарты НАТО.
5. Развитие и эффективное использование системы ситуационных центров во главе с Главным ситуационным центром страны на технологической основе интеграции баз данных органов сектора безопасности и обороны. Обеспечение надежной информационной и кибербезопасности Украины.
Фото: Макс Требухов
6. Совершенствование системы борьбы с преступностью, общественной безопасности, профилактики и нейтрализации инспирированных извне массовых беспорядков и деятельности вооруженных оргпреступных группировок.
7. Внедрение современных подходов к управлению персоналом в течение всей службы, в том числе в запасе и резерве. Качественное повышение уровня материального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, создание действенных стимулов привлечения наиболее подготовленных граждан, в частности, из числа мобилизованных и окончивших срочную военную службу для дальнейшей службы в секторе безопасности и обороны по контракту. Предоставление реальных, а не декларативных, действенных социальных гарантий военнослужащим, работникам правоохранительных органов и членам их семей.
Реализация этих планов требует трансформации национальной экономики и общества в соответствии с условиями роста угроз национальной безопасности. Ключевыми задачами на этом пути являются:
1. Отказ от советских подходов к планированию мобилизационной подготовки национальной экономики, ее адаптация к работе в рыночных условиях.
2. Полный пересмотр системы мобилизационных планов, ежегодное формирование Государственного бюджета на особый период. Формирование бюджета национальной безопасности и обороны как отдельной составляющей Государственного бюджета. Реформирование системы государственного материального резерва, его концентрация на обеспечении реальных потребностей безопасности и обороны государства.
3. Неукоснительное соблюдение конституционных требований касательно недопущения привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам. Жесткое и последовательное пресечение всех общественно опасных проявлений политического и других видов экстремизма.
4. Проведение взвешенной, сбалансированной и одновременно целенаправленной информационной политики. Невозможность использования медиапространства Украины против национальных интересов.
5. Формирование эффективной и свободной от коррупционного и политического давления государственной службы.
Для недопущения ревизии Майдановских ориентиров чрезвычайно важным является обеспечение справедливости на основе закона и права, реальное наказание всех тех, кто составлял основу режима Януковича, кто несет непосредственную ответственность за уничтожение нашей армии и силовых структур, за человеческие и экономические потери нашей страны. Необходима действенная программа возвращения в страну украденных коррупционных средств.
Фото: Скриншот видео
Макропроблемой на этом пути является коррумпированность деформированной еще в домайдановские времена судебной ветви власти, надежно защищенной гарантированной Конституцией неприкосновенностью. Продажными решениями и постановлениями можно заблокировать любые изменения или предоставить индульгенцию любому преступнику. Именно поэтому радикальная судебная реформа и полное обновление судейского корпуса сегодня также становятся вопросом национальной безопасности страны.
Это опять-таки вызовы глобального характера, ведь речь идет не только о реформах и модернизации страны, но и о нашей способности сформулировать предложения относительно новой европейской системы безопасности, предусматривающей парадигму реформирования уже ряда переживающих глубокий кризис международных организаций, членом которых является Украина.
Украина сегодня должна стать одним из ключевых игроков в регионе, задав эффективные форматы оперативного взаимодействия с государствами, потенциально являющимися объектами российской агрессии.
Развитие Украины должно происходить на основе практического воплощения гуманистических ценностей новой Европы и открытого мира, в противовес агрессивному и авторитарному российскому шовинизму. Формирование соответствующей доктрины в гуманитарной сфере является сегодня сверхзадачей для украинских интеллектуалов и политиков.
Свобода, являющаяся базовой ценностью для украинцев, - наилучшая среда для реализации интеллектуального потенциала человека, что, в свою очередь, является главным капиталом современного мира. Следовательно, реформа государственных институтов должна быть нацелена на создание эффективных инструментов для реализации потенциала личности во всех сферах жизни. Это должно стать ключевой задачей для государства: безопасность человека, его развитие и благосостояние.
Только государство, построенное на доверии граждан, реализующее принципы справедливости и верховенства права, функционирующее в интересах человека и для его развития, может создать новую эффективную систему безопасности, восстановить и защитить свои границы, стать одним из реальных и влиятельных субъектов мировой политики.
LB.ua © 2015. Проект Института Горшенина
http://lb.ua/news/2015/09/24/316796_sovremennie_vizovi_ukraini.html

Коментарі

Популярні публікації