Що таке честь
Мужская честь. Часть 1. Горизонтальная честь.
В разных культурах и временах, честь и мужество были неразрывно связаны между собой. Во многих случаях, они были синонимами. Потеря чести приравнивалась к потере мужского достоинства. Так как честь была центральным аспектом идентификации мужчины, мужчины шли на многое, чтобы иметь честь и чтобы предотвратить ее потерю.
Если мы бросим беглый взгляд на историю, честь всплывает снова и снова, как центральная тема в литературе и жизни. Эпические поэмы Гомера, по сути как раз о чести и о приключениях мужчины, чтобы найти и удержать ее, свою честь. Если читать пьесы Шекспира с закрытыми глазами, вы обнаружите, что честь и мужество в центре внимания, как повторяющиеся темы. В 17-ом и в течение всего времени до начала 20 века, мужчины высшего общества регулярно сражались на дуэлях, защищая свою честь.
Но что такое честь?
Мы часто употребляем это слово в современной лексике, но если вы спросите человека: «Что такое честь?», скорее всего человек нахмурится, и будет чесать «репу» прежде чем ответить. Мы думаем, что знаем, что это такое, но часто это понятие трудно сформулировать. Если вам повезет, и кто-нибудь ответит «что такое честь», они, скорее всего, скажут, что честь, значит быть верным личным идеалам, или быть честным человеком.
Честь = достоинство – это точка, до которой определение честь развилось и то, что честь означает в нашем современном обществе.
Это определение понятия чести, хотя и правильно с точки зрения использования этого слова в современности, на самом деле не охватывает всего понятие чести, о котором писал Гомер, за которое умирали бесчисленное количество дуэлянтов, и то о чем поклялись наши отцы-основатели.
За исключением нескольких слоев общества, таких как военные, пожарные, и преступные группировки, честь, в том виде как ее понимали миллионы людей в прошлом, едва ли существует в современном мире.
Одной из причин снижение мужественности в современном мире можно считать отсутствие позитивного, здорового и правильного восприятия такого понятия как «мужская честь», в том виде, в котором оно существовало у наших мужественных предков.
В этом посте мы начнем исследовать, что же такое честь, и продолжим в следующих публикациях.
Антрополог Фрэнк Хендерсон Стюарт считает, что честь бывает двух типов: горизонтальная и вертикальная.
Горизонтальная честь
Горизонтальная честь определяется как “право на уважение в эксклюзивном обществе себе равных”.
Горизонтальная честь = взаимное уважение. Но не позволяйте термину «взаимное уважение» ввести вас в заблуждение. Мы не говорим о такого рода понятии как “уважай-меня-просто-потому-что-я-человек”, которое пронизывает нашу современную культуру. Чтобы горизонтальная честь что-то значила, она должна зависеть от твердых, незыблемых стандартов, чтобы поддерживать честь внутри группы.
Существование горизонтальной чести основывается на трех элементах:
Кодекс чести. В Кодексе чести изложены стандарты, которые должны быть достигнуты для того, чтобы человек получил уважение в группе. Эти правила определяют, что нужно для получения чести (или уважения), и как она может быть потеряна. Это последнее условие имеет первостепенное значение:
честь, которая не может быть потеряна, не является честью.
Кодексы чести часто закладывают очень высокие стандарты для группы, но, несмотря на их трудность, стандарты из кодексов чести, всегда рассматриваются как минимальные требования для включения в группу. Если вы не можете достигнуть этих стандартов, вы несовершенны, недостойны, и, возможно даже, вам должно быть стыдно.
Группа чести. Группа чести состоит из людей, которые понимают, принимают, и взяли на себя обязательство жить по кодексу чести. Каждый в группе сделал это, и все другие члены группы понимают это. Так как честь зависит от уважения, группа чести должна быть обществом равных. Честь основывается на суждениях других членов группы, поэтому мнение тех членов должны быть важным для вас. А если вы не рассматриваете других членов группы как себе равных – их мнение не будет для вас важным.
Уважение – это улица с двусторонним движением.
Хотя вы можете уважать кого-то выше вас в социальной иерархии, трудно уважать того, кого вы считаете ниже вас.
Группы чести также должны быть эксклюзивными. Если любой может стать частью группы, независимо от того, живут ли они соблюдая кодекс чести или нет, то честь становится бессмысленной. Уравниловка (эгалитаризм) и честь не могут сосуществовать.
Наконец, группа чести должна быть сплоченной и сокровенной. Общество, управляемое на основе взаимного уважения требует, чтобы каждый в обществе знал друг друга, и взаимодействовал с другими лицом к лицу. Честь не может существовать в обществе, где доминирует анонимность (например, в Интернете).
Позор. Человек, который не может жить согласно кодекса группы теряет свою честь – право на уважение его другими членами группы чести как к себе равному. Здоровое чувство стыда, или признание того, что человеку не удалось жить по кодексу группы чести является необходимым для существования чести. Когда люди перестают заботиться потеряли ли они право на уважение в группе (то есть жизнь без стыда), честь теряет свою силу, и не может более управлять и проверять поведение индивидуумов.
Горизонтальная честь – это игра во все-или-ничего. У вас либо есть уважение ваших коллег или нет.
Бесчестье, в связи с несоответствием минимальным стандартам группы (или показывая презрение или равнодушие к этим стандартам) означает исключение из группы, а также стыд. Таким образом, в племени / команде/ группе/ банде, горизонтальная честь служит разделительной линией между нами и ними, между благородными и презренными.
Горизонтальная честь – это своего рода членский билет в клуб. Чтобы получить этот билет, вы должны соответствовать базовым критериям. После предъявления карты в дверях клуба, у вас есть доступ ко всем правам и привилегиям, которые появляются с членством в этом клубе. Для поддержания статуса и вступления в клуб, вы должны соответствовать и соблюдать правила клуба. Невыполнение необходимых, предусмотренных вашей членской карточкой стандартов, грозит исключением из клуба.
Мужская честь: Часть 2 – Репутация, мужественность и честь
Сегодняшний пост – продолжение нашей предыдущей публикации Мужская честь. Часть 1. В первой части речь шла о том, что же такое мужская честь, и какая она бывает. В этом посте речь пойдет о чести вертикальной, защите чести и чести группы
Честь вертикальная
Когда речь идет о чести вертикальной, в отличии от горизонтальной чести, речь не о взаимном уважении, а скорее о проявлении уважения и похвалы тех, кто выше нас, в силу своих способностей, звания, роли в сообществе, пола, связей/родства, должности, или чего-либо еще. Вертикальная честь, по своей природе является иерархической и конкурентной.
Вертикальной чести удостаивается мужчина, который не только живет, соблюдая кодекс чести, но и превосходит в чем-то других.
Таким образом, вертикальная честь – это похвала, уважение, восхищение.
В книге «Что такое честь?» Александр Уэлш говорит, что для того чтобы существовала вертикальная честь, сначала обязательно должна быть горизонтальная честь. Без базового взаимного уважения между равными коллегами (горизонтальная честь), похвала и почет (вертикальная честь) не имеют особой ценности.
Для примера, представьте, что вы написали роман. Ваша мама и папа говорят, что это лучшее, что они когда-либо читали. Два романиста, чьи произведения не раз публиковались в известных изданиях, также прочитали его и сказали, что это лучшее, что они когда-либо читали. Чья похвала будет значить для вас больше? Естественно похвала романистов. Безусловно, похвала ваших родителей это хорошо, но их мнение особо ничего не значит для вас в данном случае, потому что вы не уважаете их как собратьев по перу. Получить похвалу именно от ваших коллег-писателей – это значит многое.
Вертикальная честь – это как награды и трофеи, которыми клубы, сообщества награждают своих членов. Чтобы хотя бы претендовать на эту награду, вы как минимум должны быть членом клуба; у вас должен быть членский билет (горизонтальная честь). Но просто быть владельцем клубной карты не достаточно. Чтобы завоевать награду, приз, трофей, вы должны выделяться среди ваших коллег, превосходя их своими достижениями в соответствии с кодом клуба.
Честь = репутация
Таким образом, “честь”, как ее понимали наши предки, состоит из двух частей: уважение группы (горизонтальная честь) и похвала группы (вертикальная честь). При этом особенность понятия чести в том, что она зависит от мнения других. Вы можете иметь собственное понятие чести и считать, что она у вас есть, но этого не достаточно – другие должны признать вашу честь и то, что она для них существует. Или, как выразился антрополог Джулиан Питт-Риверс:
“Честь – это ценность человека не только в его собственных глазах, но и в глазах общества. Это не только его собственная оценка своего достоинства, его претензии на гордость, но и признание его превосходства, его достижений обществом, это его право на гордость”.
Таким образом, честь – это репутация, достойная уважения и восхищения.
Мужественность и честь
Итак, мы пришли к тому, что честь – это репутация достойная уважения и восхищения, и вы зарабатываете эту репутацию соблюдая кодекс чести, следуя определенным правилам. Таким образом, возникают следующие вопросы: Какого кодекса чести должен придерживаться мужчина, чтобы считаться мужчиной, и быть включенным в группу мужчин (горизонтальная честь)? И что он должен сделать, чтобы заслужить похвалу и почет от своих собратьев (вертикальная честь)?
Хотя честь является универсальным понятием, как для мужчин, так и для женщин, стандарты чести исторически были гендерно поделены. В то время как кодексы чести менялись во времени и культурах, в своей самой примитивной форме, честь означало целомудрие женщин и мужество для мужчин.
Как возникла эта взаимосвязь между мужественностью, храбростью и честью?
Во времена, когда власть закона была слабой, и профессиональных правоохранительных органов не существовало, честь выступала в качестве моральной силы, которая управляла племенем и помогала ему выживать.
Мужчины выступали защитниками племени, роль, в которой сила и мужество были жизненно необходимы. Если они не были сильны физически, они должны были делать вклад , участвовать другим образом, с помощью навыков (шаман, знахарь, разведчик, оружейник, ремесленник и т.д.), которые будут служить на пользу племени. Честь это то, что мотивирует мужчину на выполнение этих ожиданий. Если мужчины проявили мужество и мастерство, они были признаны мужчинами (горизонтальная честь), и с этой честью появлялись привилегии полноправного члена племени. Если они превосходили других, соблюдая при этом все правила, они получали еще больше статуса, и, следовательно, больше привилегий (вертикальная честь). Но, если они проявляли трусость и лень, то они были опозорены как мужчины, и теряли доступ к привилегиям.
Защищая свою честь
Защита чести или репутации, были (во многих случаях) причиной успеха и разорения, жизни и смерти, для наших мужественных предков. Даже в конце 19-го века, поддержание чести было необходимо для получения хорошей работы в качестве юриста или политика, и нахождения в высшем обществе. Таким образом, чтобы продолжать пользоваться привилегиями, которые давали уважение и честь, мужчины были очень хорошо мотивированы оставаться на стороне чести при выборе честь vs позор.
Именно по этой причине во многих культурах чести любой ущерб или оскорбление репутации требовали немедленного устранения.
Если вас ударили, вы бьете в ответ.
Сохранение лица имело огромное значение, и удар в ответ был придуман именно чтобы доказать, что вы еще в форме – у вас все еще есть смелость и мужество, которые делают вас достойным вашей чести, и с которой не шутят. Вспомните, например, дуэли.
Это ответная честь, которую антропологи называют рефлексивной честью, была и вдохновляющей и тревожной для западного общества, возвращая назад к древним грекам. Если рефлексивную честь довести до крайности, она превратится в постоянные иррациональные разборки, а это может разрушить общество. По этой причине, когда общества становятся более цивилизованным, они пытаются умерить базовые инстинкты мужчины отвечать ударом на удар, когда их честь ставилась под сомнение, устанавливая рефлексивной чести моральные и этические рамки. Так к кодексу чести добавляются такие добродетели как милосердие и великодушие. Закалка рефлексивной чести дала нам такие понятия, как рыцарское благородство и викторианская благовоспитанность с их понятиями “честной игры”.
Честь мужчины, честь группы
Забота о своей чести была одновременно и эгоистичным и неэгоистичным стремлением. С одной стороны, мужчины хотели быть признанными мужчинами и уважаемыми членами племени, и хотели привилегии, которые они с этим признанием получали (горизонтальная честь). Членство в группе также давало им возможность достигнуть вертикальной чести и дальнейшего статуса и привилегий через их достойные поступки. Их репутация сильных и мужественных мужчин также удерживала других мужчин в племени от конфликтов с ними.
В то же время, репутация мужчины служила на пользу племени в целом.
Репутация о храбрости каждого отдельного мужчины в группе добавлялась к репутации всей группы.
Чем выше была репутация группы, тем менее вероятно, что другие группы попытаются на нее напасть. Вот почему мужчины, которые не заботятся о своей чести, посрамлялись группой, потому что это ставило под угрозу всю группу.
Джек Донован, автор «Путь мужчины» хорошо объясняет это внутри/между групповой динамикой чести:
“Мужчины, которые хотят избежать быть отвергнутыми группой, будут работать и конкурировать друг с другом, чтобы завоевать уважение других мужчин. Мужчины, которые являются более сильными, более мужественными и более компетентными по своей природе будут конкурировать друг с другом за более высокий статус в этой группе. Пока есть что-то, что может быть получено путем достижения более высокого положения в группе – будь это больше контроля, больше доступа к ресурсам или просто уважение сверстников и комфорт от того, что ты выше в иерархии, чем парни внизу – мужчины будут конкурировать друг с другом за более высокую позицию.
Однако, так же, как группы мужчин будут соревноваться друг против друга, но объединяться, если будут считать, что смогут достичь большего посредством сотрудничества, индивидуально мужчины будут соревноваться в группе, если нет внешних угроз, но затем забудут о своем соперничестве на благо группы.
Мужчины не объединяются, чтобы бороться или сотрудничать; они объединяются, чтобы бороться и сотрудничать.
Способность воспринимать и приоритезировать различные уровни конфликта имеет важное значение. Мужчины будут постоянно переключаться между соревнованиями внутри групп и соревнованиям между группами, или борьбой против внешней угрозы.
Это хорошо, быть сильнее, чем другие мужчины в группе, но также важно для вашей группы, быть сильнее, чем другие группы. Мужчины будут бросать вызов товарищам и поверять друг друга в храбрости, но во многом это внутригрупповые вызовы/испытания/борьба готовит мужчин смело смотреть в лицо межгрупповой борьбе.
Репутация мужчины может удерживать других мужчин в одной с ним группе от вызова ему, в тоже время репутация всей группы может заставить их врагов дважды подумать о начале вражды .”
(источник: блог Art of Manliness, перевод: Кекс)
Коментарі
Дописати коментар