Какие альтернативы МВФ есть у правительства Украины


30 января 2013, 14:27

Какие альтернативы МВФ есть у правительства Украины
Фото Imago/Global Look
Четыре источника рефинансирования украинского долга

Последние четыре года Украина упорно и методично загоняла себя в долговую ловушку – происходило активное наращивание долгов, которые использовались не для инвестиций в энергосбережение, обновление инфраструктуры, модернизацию промышленности, а на латание дыр в бюджете, поддержку НАК «Нафтогаз» и удержание фиксированного курса.

Время летит быстро, и теперь за купленную в кредит стабильность придется расплачиваться. В общей сложности в 2013 году украинскому правительству и НБУ нужно погасить рекордный объем долгов – около $14 млрд. С учетом запланированного дефицита бюджета в 50 млрд гривен финансовые потребности государства достигнут $20 млрд.
С учетом дефицита бюджета в 2013 году финансовые потребности украинского правительства и НБУ достигнут $20 млрд
Сможет ли падающая $180-миллиардная экономика самостоятельно справиться с таким валом финансовых потребностей без негативных последствий для финансовой системы? Очевидно, что нет. К примеру, в прошлом году Минфину на внутреннем рынке удалось привлечь лишь 66,5 млрд гривен ($8,3 млрд). Поэтому в 2013 году правительство будет активно искать доступные ресурсы для рефинансирования. Какими они могут быть?
В первую очередь, будет рассматриваться внешний рынок заимствований, на который Минфин собирается выйти уже в ближайшее время. Вполне возможно, если позволит конъюнктура, в этом году состоится еще несколько таких выходов. В таком случае самостоятельно профинансировать выплату, по крайней мере, внешней части долга правительства ($4,5 млрд) будет вполне посильно.
Второй источник денег – МВФ. Миссия Фонда приехала в Украину 29 января, чтобы начать консультации по новой программе stand-by (SBA), в рамках которой Украина хочет получить $15 млрд. Это будет уже третья программа за последние пять лет. Предыдущие две заканчивались провалом из-за невыполнения Украиной взятых на себя обязательств. Так, в рамках первой программы 2008 года Украине удалось пройти лишь два ревью из восьми, а в программе 2010 года – одно из девяти.
Такой оппортунизм со стороны власти вынудит МВФ справедливо потребовать от Украины предварительного выполнения ранее взятых обязательств по старой программе перед каким-либо утверждением новой SBA. Речь идет о поднятии тарифов на газ и тепло, снижении дефицита бюджета и переходе к более гибкому курсу гривны.
Поэтому, скорее всего, успешное заключение новой программы с МВФ будет рассматриваться властью лишь как крайний вариант на случай, если внешние рынки надолго закроются перед Украиной, и курсу гривны будет угрожать обвальная девальвация. Власть понимает всю сложность переговоров с Фондом – как и то, что деньги МВФ будут приходить порциями по $1-1,5 млрд в квартал (в случае успешных пересмотров программы). Для правительства и президента выполнение условий МВФ может означать подрыв доверия и рейтинга популярности, который и так существенно снизился на парламентских выборах. А это, в свою очередь, может поставить крест на перевыборах Виктора Януковича в 2015 году.
Третьим источником финансовых ресурсов для Украины может стать Россия.Она заинтересована во вступлении Украины в Таможенный союз и в украинских активах. В обмен на это северный сосед готов предоставить скидку на газ до уровня своих внутренних цен, то есть с нынешних $430 за 1 тыс. куб. м до $160-180 за 1 тыс. куб. м.
Полная или частичная продажа Москве украинской ГТС и, возможно, ряда других активов может позволить Киеву получить быстро и сразу от $8 млрд до $20 млрд
Со стороны украинских властей вступление в Таможенный союз выглядит политически ущербным шагом, сильно бьющим по рейтингам. К тому же внутри олигархата и самой правящей команды есть серьезные сомнения относительно безопасности своего капитала и перспективы сохранения власти в таком случае.
Поэтому более выгодным и политически легким путем для Киева видится полная или частичная продажа Москве украинской ГТС и, возможно, ряда других активов в сфере транспорта, портов, ВПК, машиностроения в обмен на скидку цены на газ.
Пока переговоры в этом направлении усложняются новыми газовыми конфликтами и нежеланием российской стороны идти на компромиссы. Но в зависимости от договоренностей такой вариант может позволить получить быстро и сразу от $8 млрд до $20 млрд. Этого будет достаточно для покрытия внешних платежей и удержания курса гривны как минимум до президентских выборов.
Последним по счету, но не по важности, источником средств является внутренний рынок. По оценкам НБУ и ряда экспертных организаций, на руках у населения находится около $50-70 млрд. Возможно, эта сумма преувеличена, но даже будь она вдвое меньше, она все равно очень внушительна. Кроме этого, десятки миллиардов долларов ежегодно выводятся из страны через трансфертные операции, работу с офшорами, теневой рынок. Все это – скрытый ресурс, добравшись до которого, власть сможет решить проблемы с рефинансированием на годы вперед.
Проблема лишь в том, что привлечь валютные сбережения населения в банковскую систему и на финансовый рынок принудительно, административными методами – как того хочет государство – невозможно. Для этого нужно заработать доверие, и тогда деньги сами пойдут в систему. В случае с теневыми и минимизационными схемами ими пользуются в основном сами власть имущие, поэтому «выжимание» ресурсов ограничениями будет наталкиваться либо на сильную оппозицию внутри, либо толкать бизнес на поиск других лазеек и путей вывода капитала.
Иметь лишь один сценарий поведения неразумно с точки зрения любой власти, ведь это загоняет ее в тупик. Поэтому украинское руководство будет действовать одновременно на всех фронтах, балансируя и маневрируя между ними. Будет ли это иметь результат, покажет лишь время. В случае успеха Украине удастся отложить проблему с долгом еще на какое-то время. Если же Киев ожидает провал, то избежать резкой корректировки курса и всех последующих за этим негативных эффектов не получится.

Коментарі

Популярні публікації