После выборов Украине предложат продать ГТС


РАО «Газпром» может отложить строительство нового газопровода «Южный поток» по Черному морю. Это даст Украине время, чтобы определиться с судьбой своей газотранспортной системы.

Отдел экономики 
вторник, 9 октября 2012 , 14:57
 
Идея трехстороннего консорциума до сих пор не сработала: Евросоюз не дал четкого ответа о своем участии в нем. Отсрочка строительства «Южного потока» — еще одна возможность для Украины определится с продажей газотранспортной системы по белорусскому варианту.
Самая большая интрига последних двух лет — начнет ли «Газпром» строительство «Южного потока» запланированное на середину декабря нынешнего года, он должен пройти в обход нашей страны. Так что «Южный и Северный потоки» нивелируют роль Украины как газового транзитера.
Согласно инвестиционной программе «Газпрома», строительство «Южного потока» потребует около $20 млрд. Кроме того, все страны, через которые пройдет новая труба, пытаются выторговать скидки на голубое топливо. Именно дороговизна проекта и необходимость снижать цену газа для стран-транзитеров, стала поводом для критики «Южного потока» со стороны российского Министерства финансов.

«До декабря время еще есть. Надо вместе с Европой еще раз поговорить с Украиной. Не факт, что работы по «Южному потоку» начнутся. До декабря будут еще переговоры. Окончательное решение о реализации этого проекта будет принято в декабре-январе», — сказал Иван Грачев, глава думского комитета по энергетике. Рассказывая о странах-транзитерах, через которые должен пройти новый газопровод, политик отмечает, что они «ничем не лучше и не хуже Украины». «Эти страны — такие же бедные. У них будут точно такие же проблемы с оплатой потребленного газа, полученного из России, а это даст им повод для шантажа. Непонятно, чем лучше этот проект, чем ремонт ГТС Украины, что обойдется в четыре раза дешевле строительства «Южного потока», — сказал Грачев. — Моя точка зрения, что на троих — Россия, Украина и Европа — договориться можно в короткие сроки, если «Газпром» скажет, что не претендует на 51% украинской трубы».
Киев настаивает на создании трехстороннего консорциума по управлению нашей ГТС, в котором акции сторон будут разделены поровну: каждому достанется около 33%. В то же время украинские власти пока отказываются от предложений Москвы продать трубу и создать консорциум с двумя участниками. Фактически Россия дала Украине два года на размышления, чтобы решить судьбу своей ГТС. Но сроки заканчиваются уж совсем не вовремя — приближаются парламентские выборы, а статус нашей транзитной трубы получил ярко выраженный политический подтекст. Европа не спешит определиться со своим участием в консорциуме: до сих пор Киев не услышал от Брюсселя четкого «да», равно как не было однозначного «нет». ЕС подверстал к политике многие экономические вопросы. Например, соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли напрямую зависят от качества проведения будущих выборов. Не исключено, что участие Европы в консорциуме как третьей стороны также будет тесно увязано с нашей политической ситуацией.
Эксперты полагают, что открывшееся окно (между завершением избирательной гонки и стартом «Южного потока») предоставит Москве и Киеву полтора месяца для достижения принципиальной договоренности о судьбе ГТС в более-менее спокойной политической атмосфере. Кроме того, в середине октября должна быть обнародована цена ГТС. Ее назовут европейские оценщики, работавшие по заказу Министерства энергетики и угольной промышленности. Российские эксперты полагают, что стоимость трубы, могут завысить. Ранее были озвучены цифры от пяти до 20 млрд долларов. Модернизация трубопровода потребует $6 млрд инвестиций. Понятно, что украинский бюджет такие расходы не потянет. Европейский банк реконструкции и развития, на помощь которого рассчитывали наши чиновники, не намерен пока финансировать этот проект.
Константин Симонов, глава российского Фонда энергетической безопасности полагает, что Москва могла бы заплатить за украинскую трубу около $8—10 млрд, если бы шла речь о ее продаже. «Если сравнивать, что России выгоднее: строить «Южный поток» или, например, купить украинскую ГТС, — здесь нужно учитывать множество факторов. Например, «Южный поток» — это все-таки новая труба, однако на реализацию проекта нужно потратить не только деньги, но и время. Украинская ГТС хоть и старая, но транспортировать газ по ней можно сейчас, Москва давно предлагала купить ее. За это Украина получила бы внутрироссийскую цену газа, а нам не пришлось бы тратить деньги на «Южный поток». Но если ситуация будет складываться таким образом, что мы все-таки его строим, тогда Украина в перспективе полностью потеряет транзит, а разговоров о скидках вообще не будет», — сказал Симонов «Известиям в Украине».
Кроме того, сейчас среди российских, европейских и украинских экспертов нет единого мнения по поводу необходимости строительства «Южного потока». Ведь если Европа найдет способ насытить свой рынок сланцевым газом, о чем регулярно заявляют еврочиновники, то цена традиционного топлива сильно снизится, да и спрос на российский природный газ упадет. В таком случае мощности новых магистралей для его доставки европейским потребителям окажутся невостребованными. Поэтому многие полагают, что для транзита выгоднее именно украинская труба.
Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «НОМОС» уверен, что наиболее вероятным сегодня остается создание двустороннего консорциума Украина — Россия. А «Южный поток» построят в некоем усеченном варианте. Эксперт напомнил, что изначально его пропускная мощность предполагалась на уровне 31 млрд кубометров в год, но позже ее увеличили в два раза — до 63. Кроме того, для подготовки этого проекта приложено немало у лоббистских усилий, некоторые страны получили гарантии и преференции, подрядчики ждут освоения $20 млрд. «Все эти факторы придают проекту большую инерционность, поэтому от него нельзя просто так отказаться», — сказал Гончар «Известиям в Украине». А вот создание трехстороннего консорциума он назвал фантастичным. «Украина потеряла три года и не провела реформу газового сектора. Евросоюз не будет связываться с непонятной для него структурой. Кроме того, сейчас ЕС уже решил для себя вопрос о минимизации рисков от непредсказуемых действий Украины и России. На газовом рынке ЕС создается совершенно новая инфраструктура, которая позволит перебрасывать нужные объемы газа в случае возникновения каких-то непредвиденных ситуаций. Так что Евросоюзу консорциум уже не особо-то и нужен», — резюмировал Гончар.
Главное, в чем сходятся эксперты и в Москве, и в Киеве — что при любой конфигурации консорциума мы потеряем возможность использовать трубу в реверсном режиме. Евросоюз если и ввяжется в консорциум, будет заинтересован в полной загрузке трубы «в свою сторону»
.

Коментарі

Популярні публікації