Славомир Петелицкий - Польша под плохим командованием.

Sławomir Petelicki - Polska źle dowodzona
Славомир Петелицкий - Польша под плохим командованием.
(июнь 2010 г.)

Пора перестать притворяться, что у нас исправная армия. Смоленская катастрофа, а также наводнение показали все слабости польской армии, - пишет бывший руководитель GROM (Grupa Reagowania Operacyjno-Manewrowego – Группа Операционно-Маневренного Реагирования, создана в 1990 году, прим.перев.) Славомир Петелицкий.
Это не лётчики Ту-154 виновны в катастрофе под Смоленском, а министр обороны Богдан Клих, который оставил их без поддержки и помощи, так же, как год назад покойного капитана Даниэля Амброзиньского, патруль которого талибы безнаказанного обстреливали в течение шести часов.


Государство, которое не в состоянии обеспечить охрану своему президенту, министрам и высшему военному командованию (то есть важной части критической инфраструктуры этого государства), не сдало экзамен. Попытки убедить поляков, что государство экзамен сдало, а виноваты погода, пилоты, аэродром в Смоленске и Канцелярия Президента, компрометируют нас не только в глазах союзников по НАТО и Евросоюзу, но и перед всем миром.

В 1990 году офицеры бывшей разведки ПНР спасли в Ираке жизнь американским офицерам ЦРУ и Агентства Военной Разведки. В благодарность за этот эффектный акт отваги и профессионализма правительство США (секретная директива президента) не только сократили наши долги на 20 миллиардов долларов и оказали помощь при создании GROM-а, но также более десяти лет учили правительства Речи Посполитой, одно за другим, управлению в критических ситуациях и охране критической инфраструктуры государства. По мнению американцев, это было необыкновенно важно для демократического строя свободной Польши. Наш стратегический партнёр знал, что говорил! А мы на это отвечали, что польский пилот способен летать на дверях от овина, а процедуры Министерства Национальной Обороны – самые лучшие, и их могут изучать другие ведомства!

В этом тексте я хотел бы сосредоточиться исключительно на охране высшего руководства нашей армии. Обращаю внимание на следующие факты.

Это министр обороны распоряжается самолётами CASA, Як-40 и Бриза, которые должны, в частности, служить транспортом для высшего руководства нашей армии (этим обосновывал Богдан Клих покупку самолётов Бриза после катастрофы самолёта CASA). Оно располагает также военными пилотами, авиатехниками, способными проверить и в случае необходимости соответственно подготовить полевой аэродром А и запасные аэродромы для важнейших делегаций.

Это в распоряжении министра обороны находятся Служба Военной Контрразведки и Военная Жандармерия, в обязанности которых входит охрана высшего командования нашей армии. Для всех специалистов (за исключением тех, что занимаются пропагандой) очевидно, что команды военной контрразведки и военной жандармерии должны находиться на аэродроме в Смоленске и аэродроме, выбранном в качестве запасного, перед прилётом делегации, а не вечером после утренней катастрофы!

Нет таких чудес техники, которые позволили бы в соответствии с правилами защитить правительственные спутниковые телефоны, ноутбуки и телефоны жертв катастрофы, которая произошла утром, если прибыть на место вечером. А защита этой техники очень важна, потому что, чтобы получить другим образом находящиеся там данные, иностранной разведке пришлось бы работать много лет.

Так что давайте не будем и дальше брести в тупик, давайте не будем рассказывать, что у НАТО нет правил безопасности, не будем говорить, что дискуссия о причинах катастрофы – это подливание масла в огонь и избирательная кампания.

Благодаря доверию правительства Тадеуша Мазовецкого я мог в 1990 году не только начать создавать GROM, но и в течение нескольких лет проходить обучение, на которое правительства США и Великобритании истратили более миллиона долларов. Это благодаря полученным тогда навыкам в области управления рисками, охраны критической инфраструктуры государства и управления в критических ситуациях я смог последние восемь лет работать в качестве стратегического советника директора глобальной американской корпорации. Также по этой причине я чувствую себя обязанным на общественных началах помогать Польше. Поэтому после катастрофы я передал мои соображения премьеру, а также депутатам, а сейчас обращаюсь к читателям «Жечьпосполитей».

В 1920 году великую победу поляков над Красной Армией противники маршала Юзефа Пилсудского назвали чудом на Висле, хотя это было не чудо. Это были скоординированные, продуманные действия героических профессионалов. Выдающиеся польские математики расшифровали систему связи врага, благодаря чему польское командование могло предупреждать движения Красной Армии на фронте длиной в 700 км.

Тогда помогало всё общество, чувствуя, что оно действует под хорошим командованием. Солдат в военное время, так же, как пожарный, полицейский и доброволец во время стихийного бедствия, имеет неотъемлемое право действовать под хорошим командованием. Однако если бы не последняя катастрофа, то обманываемое при помощи пиаровских фокусов общество наверняка не узнало бы о размерах наглой бездарности власти.

Главный редактор весьма популярного среди молодёжи, профессиональных солдат и любителей военной темы журнала «Komandos» Анджей Войтас в последней редакционной статье пишет: «История военного дела не знает таких случаев, чтобы в течение двух лет в результате двух почти идентичных инцидентов какая-либо армия потеряла сначала командование военно-воздушных сил, а потом всех главнокомандующих. Арабская пословица говорит, что только дурак дважды спотыкается об один и тот же камень (…). Со всей уверенностью можно сказать, что мы как народ и общество заслуживаем значительно лучше построенного государства и армии. Мы требуем этого от всего (поредевшего) политического класса. Если нынешние политики быстро не исполнят этого требования, то пусть идут кувыркаться на зелёную травку, там они также смогут вволю попинать тряпичный мячик».

Обеими руками подписываюсь под словами редактора Войтаса, написанными ещё до наводнения. А большое наводнение подтверждает, что наши политики, во главе с премьером Дональдом Туском, не сделали никаких выводов из катастрофы под Смоленском и продолжают брести в тупик. В письме к премьеру, которое я послал ночью после окончания национального траура, я убеждал, в частности, вернуть на пост главы Правительственного Центра Безопасности доктора Пшемыслава Гулу, после скандального увольнения которого из этого центра в знак протеста уволились десять лучших в Польше специалистов по управлению в кризисных ситуациях.

Премьер этот искренний совет проигнорировал. Если бы он им воспользовался, то мог бы уже в пятницу, 14 мая начать профессиональную предупредительно-спасательную операцию. Специалисты из Правительственного Антикризисного Центра, вместо того, чтобы публиковать успокаивающие заявления, что нет никакой угрозы наводнения, подготовили бы для него рапорт, на основании которого он распределил бы задачи и обязанности между министрами внутренних дел и обороны.

Во время столь большого наводнения эти два министерства должны тесно сотрудничать друг с другом, дополняя и поддерживая друг друга. Но кто-то должен координировать работу этих ведомств, для того и существует председатель Совета Министров. В Великобритании раз в год проходят антикризисные учения под руководством премьера. После 11 сентября бывало, что такие учения проходили даже дважды в год.

Элементарный принцип состоит в том, что премьер и министры руководят операцией из штаба. На место катаклизма им можно приехать только после окончания трагедии, чтобы оценить потери. Приезд во время спасательной операции имеет чисто пиаровский характер и дезорганизует работу местных спасательных служб, которые вместо того, чтобы заниматься спасением имущества жителей, в том числе их животных, должны заниматься премьером и его свитой. Достаточно задуматься, сколько лошадей, коров и других животных могли бы спасти амфибии, перевозящие внедорожники БМВ премьера, министра внутренних дел и министра обороны.

Использование на первом этапе катастрофы только 700 солдат и отсутствие тяжёлых вертолётов, приспособленных к переноске специальных больших мешков со щебнем, которые могут быстро заделать большие проломы в прорванных дамбах, может стать основанием для привлечения министра за это к ответственности перед Государственным Трибуналом.

Но чего можно ждать от члена правительства, который даже не знал, что перед прибытием в Смоленск высшего командования Войска Польского там должна находиться команда, состоящая из авиаэкспертов по наведению самолёта на полевой аэродром, а также офицеров контрразведки и военной жандармерии? Такая же команда должна находиться на запасном аэродроме. Тогда пилоты не находились бы под таким невообразимым давлением. Генералы должны были лететь на нескольких самолётах CASA, ведь у армии их 11!

Пора перестать притворяться, что у нас исправная армия. Когда Ромуальд Шереметев в своё время сказал, что для безопасности граждан нужны вертолёты, а не самолёты F-16, его просто уничтожили. В этом принимал участие нынешний кандидат в президенты Бронислав Коморовский.

Это Коморовский, будучи министром обороны, урезал зарплату десантникам GROM-а и одобрил отмену штатных единиц единственных в наших Вооружённых Силах пилотов вертолётов, обученных в США ночным полётам на малой высоте. Вследствие его решения из GROM-а ушли несколько десятков великолепно подготовленных специалистов.

Ранее Бронислав Коморовский пытался передать GROM под начало генералу Ежи Словиньскому – начальнику Военной Жандармерии, с которым он охотился на территории закрытого военного центра Омулев. А генерал Словиньский, ссылаясь на решение министра Коморовского, потребовал от командования GROM, чтобы ему показали снайперские винтовки, потому что он хотел проверить, годятся ли они для охоты.

В кошмарном соперничестве, кто больше навредит нашим Вооружённым Силам, Бронислав Коморовский остаётся, однако, далеко позади нынешней правящей команды с министром Богданом Клихом.

Год тому назад, после героической, но ненужной смерти напитана Даниэля Амброзиньского в Афганистане, премьер имел шанс воспользоваться советами выдающегося военачальника, генерала Вальдемара Скшипчака, который предостерегал, что твердолобые бюрократы в армии могут довести до очередной катастрофы. Однако тогда на генерала набросились с криками, что он нарушил священный принцип гражданского контроля над армией. Видимо, поэтому никому из командования, поднимающихся на борт Туполева, не пришло в голову мысль, что они должны лететь на разных самолётах. Покойный капитан Даниэль Амброзиньский со своим патрулём был оставлен без помощи точно так же, как пилоты самолёта Ту-154, летящего в Смоленск.

Величайшее богатство Польши – прекрасно обученное поколение молодых людей, которое мыслит совершенно иначе, нежели люди, отравленные программой «ППВ» (пассивный, посредственный, зато верный). Молодых более 13 миллионов, и это они введут нас в золотое десятилетие. Приятно разговаривать с ними, потому что они мыслят в категориях государства, а не политических партий. Это они несколько лет назад отодвинули от власти ПиС, в частности, посылая SMS «Спрячь бабушкино удостоверение личности» (была такая кампания перед выборами, поскольку считается, что за ПиС голосует, главным образом, старшее поколение, - прим. перев.). Теперь они посылают SMS-ки: «терпение кончилось, голосую за Ярека», «лучше Ярек с котом, чем Бронек с Паликотом» и – наиболее выразительная – «они думают, что мы не думаем, а мы знаем, что они о нас думают».

Этим молодым людям не нравятся ни «парни из тёплой компании», ни организующее комитет в их защиту «общество взаимного обожания». К счастью, независимые личности, до недавнего времени принадлежавшие к обществу взаимного обожания, под влиянием непрофессионального проведения спасательной операции во время наводнения, переходят на сторону людей доброй воли. Выдающийся сатирик разослал недавно SMS следующего содержания: « Добрый немец, у которого я уже 13 лет работаю дворником, советует похвастаться успехом в борьбе с наводнением прежде, чем пострадавшие от наводнения сориентируются, что нет обещанных им денег. Прошу, помогите».

Этот шутливый SMS, кажется, всерьёз воспринял новый главный редактор журнала «Впрост» Томаш Лис. Первый восхвалял в СМИ великолепную координацию всех служб, борющихся с наводнением, а другой в редакционной статье написал: «Для начала давайте заметим, что премьер Туск выучил урок Влодзимежа Чимошевича и сдал экзамен наводнения».

Один выдающийся музыкант написал мне: «Пора покончить с называнием людей, критикующих бездарность власти ПиСёрами (то есть сторонниками ПиС). Я никогда не буду поддерживать ПиС, но, глядя на наглость и нереформируемость Клиха, я проголосую за Ярека!».

Почему в последнее время так выросла поддержка Ярослава Качиньского среди молодого поколения? Не потому, что они полюбили ПиС, но потому, что знают, что такое внешний аудит, и чем грозит ситуация, когда президент и премьер будут из одной партии. Я глубоко верю, что в новом парламенте, как это имеет место в Великобритании, поколение людей, сформировавшихся после 1989 года, будет иметь такую сильную позицию, что невозможно будет создать правительство без их участия. Потому что только они смогут ввести нас в золотое десятилетие и остановить трагическую спираль наглой бездарности.

Эти молодые люди прекрасно понимают, что для безопасности наших граждан самое важное – это профессиональные больницы, хорошие дороги, территориальная оборона (организованная по примеру скандинавских государств) и разные виды вертолётов, а не корпус корвета «Gawron», который вместо 300 миллионов стоил 1 миллиард 200 миллионов злотых и не годится даже для того, чтобы разрезать его на бритвы.

Трагическим символом бездарности власти являются съёмки, которые были показаны на TVN 24. На первом плане одинокая женщина на коленях молится у прорванной дамбы, а на втором - четверо солдат в лодке болтаются туда-сюда, потому что каждый гребёт в свою сторону, а жители, которых они должны спасать, кричат: «О, Господи! Они не умеют грести! Они сейчас нам забор обрушат!»

Щедро оплачиваемые специалисты по пиару министра обороны Богдана Клиха посоветовали ему, чтобы он как можно чаще появлялся на территориях, залитых водой, в обществе генералов. Конечно, пиаровцам не обязательно знать, что составляющие фон министру командующий Сухопутных Войск и начальник Операционного Командования Вооружённых Сил должны в это время командовать солдатами. Никто также не способен объяснить, что делает на месте катастрофы генерал Грушка, начальник Оперативного Командования, ответственного за ведение военных действий в Афганистане.

Абсолютным пиаровским и организационным фиаско оказалась для министра Клиха торжественная встреча 25 мая в Моронге учебных пусковых установок ракет «Пэтриот» и обслуживающих их американских солдат. В своей длинной речи министр Клих напомнил американцам наши победы под Грюнвальдом, Кирхольмом и Веной, а затем предостерёг их, чтобы они не злоупотребляли польским гостеприимством и соблюдали польские законы. Американцев это так впечатлило, что они уезжают уже в июне, чтобы вернуться только через три месяца.

Настоящие проблемы министра начались в тот момент, когда посол США Ли Файнштейн обратился со своей речью. В этот момент прилетел не идентифицированный вертолёт Ми-8, который устроил такой грохот, что американскому дипломату пришлось прервать речь. Министр спрашивал начальника Генерального Штаба, знает ли он, что это за вертолёт. Генерал Мечислав Ченюх не знал. Лишь через десять минут ожидания посол смог закончить свою речь.

Следующим выступил американский полковник, который хотел поблагодарить за гостеприимство и уверить, что американские солдаты будут соблюдать польские законы – но никто его не слушал, потому что кто-то дал команду начать парад, и польские солдаты принялись маршировать. Дезориентированные американцы поспешили за ними, а TVN 24 прервал трансляцию.

Если бы это касалось не польского министра обороны, а хепенинга, организованного любителями бобров и мускусных крыс, то можно было бы над этим посмеяться. Но это не смешно, это трагично.

Это по вине нынешнего министра обороны 1 июня в 36-ом Специальном Полку Транспортной Авиации 30 офицеров подали заявления об уходе. А всего в этот день уведомили о своём уходе из армии более 5 тысяч профессиональных солдат. Министерство обороны утверждает, что это результат сплетен и инсинуаций. Но разве вследствие сплетен и инсинуаций произошли также катастрофы CASA, «Брызы», Ми-24 и Ту-154, в которых погибли 121 человек?
________

Автор до 1989 года был офицером разведки ПНР. Потом был автором проекта и организатором GROM-а, которым руководил в 1990-1996 и 1997-1999 годах. Получил за это звание полковника, а затем генерал-майора Войска Польского, а также Офицерский Крест и Командорский Крест Возрождения Польши, Крест Заслуги за Отвагу и американский воинский знак отличия For Military Merit. 


http://www.rp.pl/artykul/490249_Petelicki__Polska_zle_dowodzona.html 

via hannaukr

Коментарі

Популярні публікації