Староверы и комиссары

Завтра — еженедельная газета:

Наш коментар:
Статья мощнейшая и интереснейшая. Сравнить ее можно только с той тайной книгой из романа "1984" Оруэлла. Описываются всем известные факты, но предлагается совершенно новая их интерпритация. 
О связях старообрядцев с большевиками (до революции) написано немного у Д.Галковского. Что мы, украинцы, погубили русский коммунизм, частично верно. Может даже и полностью верно, но не в плане противостояния украинского индивидуализма русскому коллективизму, а в плане решения национального вопроса. Для русских мы даже сейчас - "адиннарот" и какую волну ненависти поднимает сам факт украинской независимости! Для русского самосознания легче всего представить это предательством, инспирированным австрийцами (раньше) или американцами (сейчас). 
Относительно перспектив старообрядческой экономической модели... В статье описано, как формализация собственности в 19в. повлияла на это. В определенном смысле израильские киббуцы - продолжение практики старообрядцев. Но есть существенное отличие: киббуц - старообрядческая община по-украински, т.е. в пределах своего села. И киббуц - это действительно преимущественно занятие сельским хозяйством и продуктами его переработки. 
        У старообрядцев же - это промышленность и во всероссийском масштабе. В Израиле такого никогда небыло, несмотря на поддержку государством киббуцев по идеологическим соображениям. Возможно ли в будущем что-то подобное? Было бы интересно, если бы автор увязал с темой старообрядничества еще и тему кооперации.Там тоже много интересного.Но крестьянства, как класса, уже нет, а создать что-то подобное на идеологической или религиозной основе, проблематично... 
У протестанстких общин в Украине пратикуется "капитализм внутри общины", но и только. Сект - много, идеологически они конкурируют между собой, поэтому об объединении не может быть и речи. 
Возможно, кто-то попытается повторить опыт организации Фетхуллы Гюлена, это по нашему мнению наиболее близкая к старообрядчеству тема, когда удалось совместить религию с продвижением политического проекта. Но экономика в организации Гюлена занимает подчиненное к политике место.




Коментарі

Популярні публікації