Про номадів

...нет ни нищих, ни обманщиков, ни лживых свидетелей, ни клятвопреступников, ни воров или разбойников…
МИХАЛОН ЛИТВИН «О НРАВАХ ТАТАР, ЛИТОВЦЕВ И МОСКВИТЯН», 1550 г.
«…Жизнь татар, которою они гордятся, первобытная, пастушеская, подобна жизни патриархов во время золотого века, когда среди пастырей стад избирались вожди народов, цари и пророки, как сказал один из них: «Поял мя Господь от овец». Так живут татары поныне, следуя за своими стадами и переходя с ними с одного поля на другое. Они не имеют ни изгородей, ни домов, только передвижные палатки из прутьев и камыша, покрытые толстым войлоком и снабженные рогожами и циновками из водорослей; усадив в них жен и детей, они возят их с собою на возах. Землю, даже самую плодородную, они не обрабатывают, довольствуясь тем, что она сама приносит, т. е. травою, служащею кормом для скота. Таким образом они, согласно совету Соломона, питаются одним молоком без хлеба и плодов; они трезвы и воздержанны тем более, что по закону воспрещается им пить вино и есть свинину. Хотя они питаются мясом других животных, даже лошадиным, но у себя дома употребляют в пищу только издохших или издыхающих животных, щадя здоровых из желания сохранить свои стада, ибо в стадах заключается все их имущество.
Татары не владеют никакою частного недвижимою собственностью, кроме колодцев, которые, впрочем, принадлежат сообща многим членам одного рода. Они мало заботятся и о движимом имуществе, которое состоит исключительно из немногочисленных предметов домашней утвари, необходимой для повседневного обихода, верховой езды и военного дела; только к последнему они довольно внимательны, заниматься же другими житейскими делами и промыслами считают делом недостойным свободных людей и нарушающим их закон, который предписывает пропаганду исключительно силою оружия. — При такой дикости они более всего почитают умеренность и воздержание и живут все без роскоши, но и вне крайней нищеты, подобно тому, как сказано в священном писании: «во всем и во всех навыкох и насыщатися, и алкати, и избыточествовати, и лишатися», а также: «иже многое, не преумножил есть, и иже малое, не умалил». Так и теперь у этих варваров нет богатых, которые бы задыхались от пресыщения, и неимущих, которые бы гибли от голода и холода; несмотря на их бедность и скудость средств, никто не просит милостыни. У них так же редко встречается расточитель, как и голодающий, нет ни нищих, ни обманщиков, ни лживых свидетелей, ни клятвопреступников, ни воров или разбойников; потому у них нет надобности беспокоиться об охране своего имущества, ни носить оружие в собственной стране для защиты своей личности. Считается делом нелепым и недозволенным иметь при себе оружие во время путешествия в собственной стране; ибо у себя они свято соблюдают мир и справедливость, отдавая каждому сполна все принадлежащее ему, не отсчитывая в пользу чиновников десятины или другого какого-либо побора.…».

Світлина: ...нет ни нищих, ни обманщиков, ни лживых свидетелей, ни клятвопреступников, ни воров или разбойников…
МИХАЛОН ЛИТВИН «О НРАВАХ ТАТАР, ЛИТОВЦЕВ И МОСКВИТЯН», 1550 г.
«…Жизнь татар, которою они гордятся, первобытная, пастушеская, подобна жизни патриархов во время золотого века, когда среди пастырей стад избирались вожди народов, цари и пророки, как сказал один из них: «Поял мя Господь от овец». Так живут татары поныне, следуя за своими стадами и переходя с ними с одного поля на другое. Они не имеют ни изгородей, ни домов, только передвижные палатки из прутьев и камыша, покрытые толстым войлоком и снабженные рогожами и циновками из водорослей; усадив в них жен и детей, они возят их с собою на возах. Землю, даже самую плодородную, они не обрабатывают, довольствуясь тем, что она сама приносит, т. е. травою, служащею кормом для скота. Таким образом они, согласно совету Соломона, питаются одним молоком без хлеба и плодов; они трезвы и воздержанны тем более, что по закону воспрещается им пить вино и есть свинину. Хотя они питаются мясом других животных, даже лошадиным, но у себя дома употребляют в пищу только издохших или издыхающих животных, щадя здоровых из желания сохранить свои стада, ибо в стадах заключается все их имущество.
Татары не владеют никакою частного недвижимою собственностью, кроме колодцев, которые, впрочем, принадлежат сообща многим членам одного рода. Они мало заботятся и о движимом имуществе, которое состоит исключительно из немногочисленных предметов домашней утвари, необходимой для повседневного обихода, верховой езды и военного дела; только к последнему они довольно внимательны, заниматься же другими житейскими делами и промыслами считают делом недостойным свободных людей и нарушающим их закон, который предписывает пропаганду исключительно силою оружия. — При такой дикости они более всего почитают умеренность и воздержание и живут все без роскоши, но и вне крайней нищеты, подобно тому, как сказано в священном писании: «во всем и во всех навыкох и насыщатися, и алкати, и избыточествовати, и лишатися», а также: «иже многое, не преумножил есть, и иже малое, не умалил». Так и теперь у этих варваров нет богатых, которые бы задыхались от пресыщения, и неимущих, которые бы гибли от голода и холода; несмотря на их бедность и скудость средств, никто не просит милостыни. У них так же редко встречается расточитель, как и голодающий, нет ни нищих, ни обманщиков, ни лживых свидетелей, ни клятвопреступников, ни воров или разбойников; потому у них нет надобности беспокоиться об охране своего имущества, ни носить оружие в собственной стране для защиты своей личности. Считается делом нелепым и недозволенным иметь при себе оружие во время путешествия в собственной стране; ибо у себя они свято соблюдают мир и справедливость, отдавая каждому сполна все принадлежащее ему, не отсчитывая в пользу чиновников десятины или другого какого-либо побора.…».

Коментарі

Популярні публікації