Россия—Украина: нужна полноценная стратегия. Часть II.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТЕКСТЫ

 Все перечисленные проблемы для украинской элиты и украинского народа сегодня отягощаются пониманием того, что в мировой политике происходят беспрецедентные трансформации.

 Мир уже стал другим после войн в Сербии, Ираке, Афганистане. И он катастрофически другой после Ливии. Ясно, что характер участия Европы и США в "арабской весне" ставит под сомнение любые нормы международного права, кроме вроде бы официально отмененного "права сильного". Ясно, что наработанный в нынешнем году опыт объявления "нелегитимным" любого правящего режима в любой точке мира — при существующих тенденциях неизбежно будет расширяться без оглядки на какие-то там резолюции Совета безопасности ООН. Понятно, что членов НАТО Польшу, Румынию или Турцию нелегитимными не объявят. А Украину?

 В этом новом мире альянс БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), возникший как виртуальная почти случайно названная аббревиатура, пытается превратиться — что показывают последние солидарные голосования в ООН — в реального международно-дипломатического субъекта. Это уже понимают в мире как союз тех, кого могут объявить нелегитимными. За Тяньаньмэнь или Тибет, за подавление бунтов в фавелах Рио-де-Жанейро, за преследование исламских террористов в Джамму и Кашмире, за Магнитского и Ходорковского… да мало ли за что… А на Украине разве похожих поводов не найти?


И где в этом новом мире для Украины находятся главные риски и угрозы? И кто потенциальные союзники, а кто враги? И к кому, все-таки, следует "прислониться"?

Иллюзии "дружбы с Европой" уже развеиваются. Даже с обещанной ассоциацией с ЕС дело все более сомнительное не только экономически (что уже все поняли), но и политически. Если соглашение все же будет подписано (хотя европейцы уже обставляют подписание требованиями вроде оправдания Тимошенко, и обвиняют Януковича в преследовании политических оппонентов), его еще предстоит ратифицировать во всех 27 странах-членах ЕС. А Франция, Италия и Германия ясно дают понять, что они — пока — против.



Америка много раз обещала помочь Киеву и инвестициями, и технологиями, и даже втравила Украину в Южной Осетии в военную поддержку Грузии вооружением и специалистами. Однако ведь фактически просто "кинула" по всем обещаниям…



Китай, похоже, готов в обмен на украинские аэрокосмические технологии давать деньги, и немалые. Но… брать страшно. Потом в какой-нибудь Северной Корее американцы эти технологии найдут — и обвинят Киев в поддержке международного терроризма, со всеми вытекающими… Кроме того, ведь уже и ширпотреб, и техника, и даже продукты на украинских прилавках чуть не сплошь китайские. Куда же дальше…

Турция… вроде недавно почти друзьями были. А что теперь, когда они от ЕС уже почти демонстративно отворачиваются и явно пытаются чуть ли не свою османскую империю, "Блистательную Порту", возрождать? Но если Порту, то значит, не только на исламской, но и на тюркской основе. И что тогда с татарами в Крыму начнется? Однако ведь если что-то начнется, то Крымом не ограничится. В Донбассе татар уже очень много, и мечетей чуть не столько же, как церквей. Кроме того, разве на российском Кавказе это не аукнется? Обязательно аукнется. И тогда все Причерноморье гореть будет.

Польша все активнее в "Восточное партнерство" вовлекает, вместе с Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Американцы — в ГУАМ с Грузией, Азербайджаном и Молдавией. А зачем вовлекают? Понятно, что против России. Но и не только. Ведь явно за этим маячит старая американская задумка — отсечь Россию от "староевропейцев" двойным "Балто-Черноморским поясом" враждебной "Новой Европы". То есть не дать германским, французским, итальянским промышленным мощностям и технологиям ни по суше, ни по морю объединиться с российским сырьем. А "староевропейцы" на это что, спокойно смотреть будут?

 Но главное, что можно получить в обмен на эти "Восточное партнерство" и ГУАМ? Неприятности получить можно, это уже ясно, а прибытки какие и откуда? Польша ведь палец о палец не ударила ради того, чтобы в переговорах о ЗСТ для Украины экспортные квоты на сельхозпродукцию поднять…

Однако и Россия ничего хорошего пока не предлагает. Таможенный союз вроде бы немало сулит, и главное — дешевый газ. Однако если одновременно строится в обход Украины "Северный поток", и заключается договор о строительстве — опять-таки в обход Украины — "Южного потока", то через них вместе сможет пройти почти столько же газа, сколько сейчас идет транзитом в Европу по украинским магистралям.

И где тогда гарантии, что Россия, лет через пять-семь освободившись от украинской транзитной зависимости, не забудет про обещания дешевого газа? Москва возражает, что к моменту готовности этих обходных труб Европе, которая отказывается от ядерной энергетики и одновременно наращивает энергопотребление, понадобится еще минимум 60-80 млрд. кубов газа в год, и что украинские газопроводы без дела не останутся. Но если Европе столько газа не понадобится, с чем будет Украина? Опять "кинут"?

Киев никому не верит, в том числе Москве. И, признаем, имеет для этого определенные основания в опыте "незалежного" двадцатилетия. Включая роль "Газпрома" в многолетней организации грабительских "серых" посреднических газоэкспортных схем…

 Но и Москва тоже не верит Киеву, и тоже не без оснований. Сколько давали обещаний, которые брали назад при каждой смене власти. Сколько раз разворачивали политический вектор то в одну, то в другую сторону. Сколько российских компаний, вложивших деньги в украинские активы, лишали собственности неожиданными судебными решениями.

 И всё идет как идет — к разрыву. То есть, К КАТАСТРОФЕ. 



СЦЕНАРИЙ КАТАСТРОФЫ

Таковой обозначился уже достаточно ясно.

Рост стоимости энергоносителей на мировых рынках привел к тому, что цены на российский газ, определяемые по формулам договора 2009 г. между "Газпромом" и "Нафтогазом", для нынешней кризисной Украины "неподъемны" даже с учетом предоставляемой Россией скидки.

Намерения украинской власти перенести ключевые ставки в энергетике с импортного газа на угольную электрогенерацию, развитие собственной газодобычи и энергосбережение — решения, на реализацию которых понадобятся много лет и десятки млрд долл инвестиций. Ни такого времени, ни таких денег у Киева сейчас нет.

 "Неподъёмные" цены на российский газ выбросят за грань рентабельности значительную часть предприятий металлургии, газохимии и т.д. (а это в основном "условно пророссийский" Восток Украины), и их придется останавливать. Их производство — налоги и экспорт — главный источник бюджета страны. Значит, не будет бюджета. Работники этих заводов окажутся выброшены на улицу. Без бюджета пособия им платить неоткуда.

Но заодно правительству никуда не деться от повышения цен на газ и электричество для ЖКХ и населения (а это, между прочим, заодно и требование МВФ, без исполнения которого Украине не получить очередной транш кредита). Украина — не Африка, без тепла и электричества зимой не прожить. Люди начнут замерзать в домах, кто решительнее — массово побегут гастарбайтерами за рубеж (в Европу, в Россию, в Африку, куда угодно) в поисках лучшей доли.

Протестная волна будет расти — это на Украине "не залежится" — и будет направлена на Россию, которая "наживается на газе и украинских бедах", и на "пророссийскую" власть в Киеве, которая такое допустила. Сегодняшнюю власть сметут не позднее очередных выборов в 2012 году, поскольку "условно пророссийский" электорат Востока и Юга Украины от "газовой войны" пострадает больше всего и станет массово антироссийским.

Новая власть придет на поддержке уже вполне антироссийски консолидированных широких масс всей страны. И она политически и экономически оформит разрыв не то что стратегических, но и вообще любых полноценных партнерских отношений между нашими республиками.

 "Харьковские соглашения" 2010 года о продлении пребывания Черноморского флота в Крыму до 2042 года (которые заключены "в одном пакете" с ценовыми скидками на российский газ) будут денонсированы. И наш флот придется выводить из Севастополя не позднее 2017 года (куда и как — неясно). Военно-политические позиции России на Черном (и Средиземном) море будут подорваны.

 Антироссийская Украина может отказаться от внеблокового статуса и начать форсированную интеграцию в НАТО. Тогда вполне вероятно скорое появление на украинской территории баз НАТО, а также объектов американской противоракетной обороны, а в Черном море — "дежурных" кораблей НАТО. В этом случае геостратегические черноморские и средиземноморские позиции Россия утратит фактически полностью. Но даже если НАТО и не появится в одночасье на российско-украинской границе, недружественная Украина сразу проделает огромную "дыру" в системе российской оборонной и экономической безопасности на западном и южном направлениях.

Политика поддержки антироссийских сил в Закавказье и на Кавказе, которая (за исключением периода президентства В.Ющенко) была частной инициативой украинских радикалов из маргинальных организаций вроде УНА-УНСО, превратится в официальную украинскую политику и резко обострит для России проблемы сепаратизма и терроризма на Кавказе.

На фоне происходящих в мире "исламских революций" и начавшегося ухода войск США и НАТО из Ирака и Афганистана явным образом активизируются радикально-исламские террористические группы в республиках Средней Азии и Казахстане. Одновременно на саммитах высокого уровня в США и Европе начинают открыто обсуждаться перспективы распространения "волны демократических революций" на эти республики. В случае крупных террористических эксцессов в Средней Азии (а афганские талибы давно заявляют, что этот регион будет их первоочередной целью после изгнания из страны американцев и европейцев) — Россия не сможет оставаться в стороне. Как потому, что связана с указанными республиками оборонным договором ОДКБ, так и потому, что за радикальной исламизацией в Средней Азии неизбежно последует движение террористических групп в направлении исламизированного российского Поволжья и Северного Кавказа.

 К указанному процессу в перспективе вполне может неявно присоединиться Турция, которая очевидным образом меняет внутреннюю и внешнюю политику, переходя от умеренного светского кемализма к возрождению исламизированного тюркизма, который называют "неоосманизмом". В этом случае у России неизбежно возникнут политические проблемы, а затем и проблемы безопасности как на Северном Кавказе, так и на Черноморском побережье.

 В результате вокруг России через Прибалтику, Польшу, Украину, Черное море, Кавказ и Центральную Азию замкнется почти сплошная дуга военно-политических и террористических вызовов от Скандинавии до Китая. И нельзя исключать, что в этих условиях Китай станет еще одним — практически полностью замыкающим "геополитическое окружение" России — мощнейшим вызовом. У России нет — и в обозримом будущем не будет — экономических, военных, демографических и технологических ресурсов для того, чтобы всем этим вызовам противостоять.

 Далее, антироссийская Украина резко затруднит использование Россией незамерзающих черноморских портов, включая Одессу, Южный, Ильичевск. Кроме того, вопрос делимитации границы в Азове и Керченском проливе не будет решен с учетом интересов России, что создаст дополнительные трудности черноморскому торговому судоходству. Для российской экономики это будет означать огромные проблемы круглогодичного крупнотоннажного экспорта и импорта.

Конфронтация с Украиной вынудит Россию создавать гигантскую новую инфраструктуру экспортно-импортного транзита с Европой. Это касается не только газа, но и нефти, а также других крупнотоннажных товаров. Потребуются новые дороги, военные и торговые порты, трубопроводы, насосные станции и системы управления и контроля. Потребуются новые подземные газохранилища, обеспечивающие бесперебойный экспорт в периоды пикового зимнего потребления. Такие хранилища есть на Украине, но их нет на направлениях Северного и Южного потоков. Суммарные затраты на создание всей перечисленной "обходящей Украину" инфраструктуры оцениваются минимум в 160-200 млрд. долл., сроки создания — не менее 8-10 лет, сроки коммерческой окупаемости — не менее 15-20 лет. У России нет ни таких денег, ни такого времени.

 Экономическая дестабилизация Украины неизбежно затронет области России в зоне приграничного сотрудничества (прежде всего, за счет обрушения малого и среднего бизнеса), и затем начнет распространяться на другие регионы страны. Не исключено приобретение этой дестабилизацией протестно-политического измерения. Важным фактором дестабилизации может стать часть многочисленной российской диаспоры украинцев, а также часть украинских "гастарбайтеров" (которых по официальным оценкам у нас около 300 тыс, а по неофициальным примерно вчетверо больше). При этом особенно опасными могут стать эксцессы политической дестабилизации как на "казачьем" Юге России, так и в ряде других регионов нашей страны (включая Урал и Дальний Восток), исторически связанных с Украиной достаточно массовым этническим и семейным родством населения.

 Система кооперационных связей между российскими и украинскими научно-технологическими центрами и предприятиями (а это в немалой степени аэрокосмос, энергетика, точная механика и оптика, судостроение, машиностроение и другие передовые отрасли), которая обладает важнейшим потенциалом для технологической модернизации производства и в России, и на Украине, — будет быстро разорвана. Оценка только прямых экономических потерь России от разрыва указанных связей — не менее 8-10 млрд. долл. в год.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана без участия Украины окажется малоэффективным объединением, непривлекательным для других потенциальных участников создаваемого Единого экономического пространства. Экономические потери России от узости и низкой эффективности ТС оцениваются не менее чем 6-8 млрд. долл. в год.

 Разрыв отношений с Россией неизбежно реанимирует давний конфликт по поводу инвентаризации и повторного раздела зарубежного имущества СССР (Украина считает, что имеет право более чем на 16% этого имущества), что вовлечет Россию в многочисленные тяжбы в зарубежных судах и создаст крупные репутационные риски.

 Все эти негативные для России процессы (которые перечисленным вовсе не исчерпываются) будут активно поддержаны и США, и Европой, и другими мировыми силами, которые никак не заинтересованы в сильной России.

 Польша в последнее время настойчиво активизирует программу Евросоюза "Восточное партнерство". Бывший посол в России, а ныне замминистра обороны США Александр Вершбоу приезжает в Киев и настаивает на реанимации уже вроде бы "почившего в бозе" отчетливо антироссийского альянса постсоветских стран ГУАМ. То есть, Украину очень активно приглашают участвовать в формировании единого "западно-южного фронта" против России от Каспия до Калининграда.

 Брюссель и Вашингтон требуют от Киева интенсификации действий в рамках Программы по подготовке к членству в НАТО. На попытки отказа Киева от очередных "совместных учений" под предлогом экономических трудностей — из Брюсселя дают понять, что такой отказ ставит под сомнение приверженность Украины политике евроинтеграции. А одновременно высшие лица Еврокомиссии постоянно шлют сигналы о том, что в случае "заигрывания" с Москвой на тему Таможенного союза — Киеву этой самой евроинтеграции не дождаться.

 И, наконец, константинопольский патриарх Варфоломей, вопреки предшествующим соглашениям с РПЦ и рядом других православных патриархатов, в начале сентября проводит "Собор древнейших православных церквей", где принимается решение о необходимости соблюдения географических юрисдикций церквей "в соответствии со священными канонами". То есть фактически лишает РПЦ канонической территории Украины. А 23 сентября, несмотря на данные в 2009 г. РПЦ обещания не вмешиваться в конфликт украинских "раскольнических" Автокефальной церкви и Киевского патриархата, Варфоломей устраивает в Киеве, при участии бывшего президента Виктора Ющенко, "примиренческое" совещание глав этих церквей. То есть уже по факту ведет себя на Украине, как на собственной канонической территории.

Итак, мы видим, что для России разрыв с Украиной может оказаться воистину катастрофическим и экономически, и геополитически, и духовно, и социокультурно. Ведь речь идет еще и о неоценимом никакими миллиардами долларов разрыве живой ткани практически единого народа, которая прорастала и укреплялась много столетий. И о разрыве "цепи времен", от колыбели нашего государства древней Киевской Руси до великих свершений строительства великой мировой державы и ее победы над самым страшным фашистским врагом в самой страшной в мировой истории войне.

 Но, быть может, для Украины такой разрыв в конечном итоге окажется экономически, геополитически и социокультурно выигрышным?

 Это не так. Украинские эксперты уже подсчитали, что только ежегодные потери экономики страны в результате сокращения (или, тем более, прекращения) российского трубопроводного, портового, железно— и автодорожного транзита могут превысить 10-11% национального ВВП, причем никакого другого транзитера для этих украинских мощностей нет и не будет.

 Потеря основных российских рынков сельскохозяйственной и промышленной продукции при невозможности пробиться на другие рынки — нанесет мощнейший удар по украинскому хозяйству.

 Разрыв кооперационных связей с Россией в сфере средних и высоких технологий ударит по Украине еще сильнее и болезненнее, чем по России. Причем "незалежный" опыт показывает, что переключить эти связи на Запад просто невозможно (прежде всего потому, что ни Европе, ни США это не нужно).

 20 лет общения с западными странами как по отдельности, так и в рамках ЕС показал, что никакого хорошего места на мировых рынках для украинской продукции они давать не намерены, и что любые диалоги заканчиваются обещаниями больших "пряников" в далекой перспективе и встречными требованиями всё более крупных и всё более болезненных для Киева уступок.

 На Украине, похоже, зреет (пока, увы, в узких кругах) понимание того, что для Запада она "расходный ресурс", нужный лишь в качестве тарана для ослабления (и, желательно, развала) России. Если и когда эта задача будет решена, — обо всех прошлых и нынешних обещаниях "пряников" немедленно забудут.

Никому на Западе (да и вообще в "цивилизованно-рыночно-демократическом" зарубежье) сильная Украина не нужна. Более того, только при условии слабости Украины "сильные мира сего" получат возможности наиболее прибыльно "утилизировать" украинские ресурсы — благодатные почвы, развитую инфраструктуру, промышленный и демографический потенциал.

И потому слабую — и оторванную от слабой России — Украину будут "палить" в первую очередь. Власть — любую власть — подвергнут обструкции и прессингу за "нарушения демократии". Олигархов — "раскулачат", обвинив в коррупции, теневых сделках и других способах незаконного обогащения. Народ лишат даже сегодняшнего крайне скромного уровня жизни и самой необходимой социальной защиты в виде пенсий, стипендий, пособий. Если западные элиты сейчас это начинают проделывать с собственным населением, то с чего им церемониться с какими-то украинцами? 

НЕТ НИЧЕГО ПРАГМАТИЧНЕЕ ВЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

И в Москве, и в Киеве уже немалая часть властной и экономической элиты понимает, что в одиночестве в новом сумасшедшем мире прожить невозможно. И прислоняться к кому-то надо, хотя бы экономически. То есть так или иначе в какие-то союзы входить, с кем-то и на каких-то условиях договариваться и объединяться.

Но объединение элит никогда не происходит "просто так". Объединяясь, приходится чем-то делиться. Суверенитетом, властью, собственностью. И мучительно договариваться о позициях и "квотах решающих голосов" во всех этих важнейших сферах.

 Делиться элитам никогда не хочется, и объединяются они только перед лицом общих вызовов и угроз. То есть при острой — причем именно взаимной! — нужности. Тогда элиты договариваются и объясняют своим народам как содержание этих вызовов и угроз, так и преимущества, которые дает объединение.

 Сегодня в мире так или иначе пытаются объединяться почти все. И дело в том, что во все времена независимый государственный субъект (то есть страна, достаточно автономная в смысле самообеспечения жизненно важными ресурсами и способная за себя постоять в военной, экономической и политической конкуренции) должен был иметь минимальную "критическую массу". Включая количество населения, масштабы контролируемой территории с ее природными ресурсами, а также наличие технологий конкуренции с другими субъектами.

 Три тысячи лет назад, при тогдашнем уровне технологий, средств транспорта и т.д., независимой в указанном выше смысле могла быть страна с населением несколько миллионов человек и территорией греческого Пелопонесса. В начале ХХ века минимальным "условием независимости" было население страны в 40-50 миллионов человек.

 А к началу XXI века таким условием стало население в 400-500 миллионов человек. И эта цифра — не чье-то идеологическое измышление, а постоянно обсуждаемый в мировой науке факт. Причина — во взрывном повышении экономической, политической, информационной, технологической и т.д. "связности" мира. В той самой глобализации. Сегодня — прежде всего экономической глобализации, в условиях которой конкурентоспособность определяется размерами контролируемого страной рынка, то есть количеством потенциальных покупателей производимого товара.

 В экономической теории это "на пальцах" объясняют эффектом повышения ценовой конкурентоспособности за счет увеличения масштабов производства. Не случайно авторы концепции Евросоюза подчеркивали, что хотят создать общий рынок с объёмом спроса в 400 миллионов человек. И не случайно в мировых рейтингах конкурентоспособности, которые составляют международные организации и рейтинговые агентства, страны и альянсы разделяют на группы с разным количеством населения (например, до 10 млн. чел., до 100 млн. чел, более 100 млн. чел). Иначе их просто невозможно сравнивать.

Но в нынешнем мире, начинающем угрожающе бурлить конфликтами, — населением определяется не только экономическая конкурентоспособность. При малом населении невозможно собрать "независимый" научно-инженерный потенциал, обеспечивающий возможность создания высоких (в том числе, военных) технологий, невозможно накопить инвестиционный ресурс для реализации крупных проектов, невозможно собрать бюджет, позволяющий содержать качественное образование, здравоохранение, систему социальной защиты, а также создать и вооружить эффективную армию.

 В этих условиях все серьезные мировые элиты понимают, что эпоха конкуренции в духе "ничего личного, только бизнес", — кончается. Начинают это понимать и российские, и украинские элиты. Не все, но начинают понимать.

 И тогда приходит осознание, что между нашими странами, недавно бывшими частями единой (сначала царской, а затем советской) империи, — слишком много "личного", и этим нельзя пренебрегать. Приходит воспоминание, что эту империю создавали, обустраивали, обороняли вместе, что она — общая, и что от этого наследства глупо отказываться. Что в это общее наследство входят единый язык общения, очень близкий менталитет, единый исторический опыт, гигантский массив человеческих (семейных и дружеских), технологических, производственных, научных, культурных, религиозных и прочих связей, которыми пробрасываться преступно.

И в Москве, и в Астане, и в Минске, и в Киеве начинается осознание того, что если объединить население и рынки, то, конечно, 400 миллионов человек не будет, но примерно 220 миллионов наберется, а это уже немало. Плюс природные ресурсы. Плюс научно-инженерный потенциал. Плюс технологические цепочки и производственные связи. Плюс почти нулевые культурно-психологические барьеры и единый язык общения… Плюс неплохо образованная рабочая сила со сравнительно невысокими потребительскими запросами… Да ведь почти нигде в мире таких конкурентных преимуществ, вроде бы, и нет!

Конечно, осознание всего этого происходит трудно. И дело, прежде всего, не в исторических счетах имперской (в том числе, советской) эпохи.

Дело и в той самой "тактической прагматике" элит ("только бизнес, и ничего личного"), которая на постсоветском пространстве была знаменем прошедшего двадцатилетия, и которая пока вовсе не избыта.

Дело и в том, что как для российских, так и для украинских элит признать необходимость интеграции — значит поставить под сомнение весь свой наработанный за 20 лет политический капитал: правильность решения о развале СССР и обретении "независимости".

 Дело и в том, что за интеграцию надо платить, и платить много. Воссоздавать сложнее, чем разрушать. Воссоздавать придется с отчетливым пониманием, что процесс "развода" уже зашёл — особенно на Украине — далеко. И что слишком уж цивилизованным этот развод с обеих сторон — и российской и украинской — назвать нельзя. Воссоздавать придется с пониманием, что снова становиться в позицию "хитрого торга" или коммерческого "выкручивания рук" — неконструктивно. Что это — при соотнесении газовых прибылей/убытков отдельных "хозяйствующих субъектов" в 3-4 млрд. долл. в год с гигантскими экономическими, геополитическими и прочими потерями от разрыва отношений — в прямом смысле слова глупо и непрагматично.

 При этом нужно честно осознавать, что и внутреннее сопротивление в обеих республиках ("только бизнес"), и внешнее сопротивление — будут очень мощными. США — при любых администрациях — признают справедливость давнего тезиса Збигнева Бжезинского о том, что независимая антироссийская Украина является главной гарантией невозможности воссоздания сильной "имперской" России. Европе, при всех ее противоречиях с США, нужны слабая Украина и слабая Россия как послушные сырьевые и производственные придатки экономики ЕС.

Но… в российско-украинских отношениях уже близок своего рода "последний рубеж" взаимного доверия. Начиная с которого конфликтный процесс разрывов приобретет почти необоримую собственную инерцию. И начнет взрывать не только ныне существующие острые проблемы, но и фундаментальные основы совместного исторического бытия.

 А это будет предательством всего, что наши народы веками собирали и нарабатывали вместе. Единого, сложнейшим образом перемешанного в своей многоэтничности, народа. Огромной совместно освоенной территории. Общей науки и великой культуры, общего духовного поля, прорывных достижений в высших технологиях. А одновременно и неизбежно — всех позиций в мире, которые у "самопредателей" всегда отбирают. Иногда сразу, иногда — постепенно и чуть позже.

 Если происходит катастрофа разрыва между Россией и Украиной, оба наши народа предают и теряют еще и то главное, невыразимое в рублях, гривнях и долларах, наследство единой исторической судьбы, которое нам доверили наши деды и прадеды и которое мы обязаны передать внукам и правнукам.

Всё это — наше общее наследство. Но Россия несколько веков была главным собирателем великой страны. Справедливо объявив себя ее наследником и правопреемником — и политически, и дипломатически (в том числе, в статусе постоянного члена Совета Безопасности ООН), Россия взяла на себя главную ответственность. И потому с нас за это наследство — особый, высший спрос.

Так будем ли спасать наследство?
Ясно, что восстановить фундамент любой полноценной Большой стратегии — доверие и предсказуемость, которые усиленно взрывали два десятилетия, — очень непросто.

Но Большая стратегия требует именно этого. Эпоха надежд на то, что, развалив СССР, его осколки благополучно войдут в "мировую цивилизацию" (то бишь, в Европу) завершилась. Политическая практика "независимости" уже показала, что "мировая цивилизация" готова принимать в себя постсоветских кандидатов лишь в качестве "дойных коров".

Поодиночке быть успешными, да и просто политически и экономически выжить в нынешнем погружающемся в безумие глобальном мире, — крайне проблематично. Других (вне СНГ) предложений к объединению ни у России, ни у Украины не просматривается.

А тогда… есть ли альтернативы Большой стратегии реинтеграции?

Источник: Завтра

Коментарі

Популярні публікації