Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта. Часть 1

В истории тюркских народов видное место занимает многоплеменной кипчако-кумано-половецкий союз, прославившийся под именем кипчаков и давший степи от Алтая до Дуная имя Дешти-Кипчак. В отечественной и зарубежной историографии далеко не всегда присутствуют понимание необходимости разработки проблемы соотношения этнонима и одноименного этноса "кипчак" во времени и пространстве. Между тем изучение данной актуальной проблемы в диахронном срезе прежде всего важно для выяснения сложного процесса этнической истории кипчаков. Устойчивость названия "кипчак" на протяжении веков не означала стабильности самой этнической общности. В этом смысле этноним "кипчак" следует рассматривать в двух значениях: в узком, этническом, применительно к племени, племенному союзу, и в широком, этнополитическом, для обозначения покоренных и присоединенных племенных группировок в составе созданного ими социально-политического образования. Один и тот же этноним "кипчак" обозначал различное состояние племенного организма, этноса (племя, ядро племенной конфедерации, союз племен, народность)1.
Кипчаки сыграли важную роль в истории народов Евразийского материка в XI-XV вв. Они принимали активное участие во всех крупных событиях мирового значения, происходивших на широких просторах от Балканского полуострова до Китая, от Египта и Индии до Руси и Сибири. В Византии и Венгрии их называли команами, а в Руси - половцами, в тюркоязычной среде - кипчаками. В эпоху средневековья этот народ не только был известен всему цивилизационному человечеству, но и, благодаря своей особой исторической активности, оставил след в этногенезе и культуре всех народов, взаимодействовавших между собой в центре Евразии2. Представителей этого могущественного союза, вследствие известной исторической экстраполяции, позже, всех вместе наименовали еще и татарами. Язык господствовавших вплоть до Египта кипчаков-куманов-половцев в XI-XVII вв. зафиксирован не только глоссариями арабских, персидских, греческих, латинских, древнерусских и иных памятников, но и кипчакскими реликвиями3.
В 20 - 30-е годы XIII в. для кипчаков самыми могущественными и опасными врагами были монголы. С началом монгольского нашествия на Среднюю Азию и Восточную Европу, как и другие этносы кипчаки также включились в борьбу с монгольскими завоевателями. Кипчаки сыграли основную роль в отюречивании вторгшихся в Дешти-Кипчак монгольских полчищ. [153]
До нашествия монголов племенной состав кипчаков западного обьеди нения тогда состоял из одиннацати племен: токсоба, иетиоба, бурджоглы, ельборили, кангароглы, анджоглы, дурут, кулабаоглы, джартан, карабирикли, котан. Омечается сравнительно однородный этнический состав, куда входили лишь тюркские племена: кипчакские, куманскские и печенегские. Ведущим династийным племенем в западной конфедерации пленем кипчаков стали токсоба и бурджоглы. Степень развития и углубления этнических связей в Восточнокипчакском обьединении, образованном на территории Казахстана, а также уровень формирования кипчакского этноса достаточна рельефно определяются по племенному составу кипчаков Восточного улуса. В сочинениях арабских ученых Ахмеда ат-Тыни (1235 - 1318) и ад-Димашки (1301 - 1349) содержатся конкретные данные о родоплеменном составе кипчаков Восточного улуса. Он состоял из 16 этнокомпонентов, из них 8 - основные племена и 8 - более мелкие подразделения. Важно отметить, что сам перечень шестнадцатиплеменной конфедерации кипчаков не носил случайного, беспорядочного характера. Напротив, в нем все было строго регламентировано в соответствии с династийным, социальным и политическим местом и уровнем каждой этнической единицы4.
Первая волна завоевателей подкатилась и хлынула в кипчакские степи в 1218- 1224 гг. во времена Хорезмской кампании. При этом одной группой руководил Джучи и Чагатай (в Восточном Дешти-Кипчаке), а во главе другой стояли два талантливых полководца Чигисхана: Джебе и Субедей (в Западном Дешти-Кипчаке). Они появились здесь с юга, пройдя вдоль южного берега Каспия в Азербайжан, оттуда - в Ширван и далее через Ширванское ущелье - на Северный Кавказ и в предкавказские степи. Об этом событии особенно подробно рассказывал арабский автор Ибн аль-Асир: "Перебравшись через Ширванское ущелье, татары двинулись по этим областям, в которых много народов, в том числе аланы, лезгины и [разные] тюркские племена... Нападая на жителей этой страны, мимо которых проходили, они прибыли к аланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Они (аланы) употребили все свое старание, собрали у себя толпу Кипчаков, и сразились с ними (татарами). Ни одна из обеих сторон не одержала верх над другою. Тогда Татары послали к Кипчакам сказать: "мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа ни их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; оставьте нас с ними""5.
Между тем другой арабский историк Ибн Халдун приводит сведения, в которых говорится о кипчакско-монгольских историко-культурных связах, а также о некоторых аспектах истории тюркского этногенеза и социальных отношений. Он сообщает: "У кипчаков издревле была тесная связь с народом (татары) этого султана (Чингисхана) и его домочадцами. По большей части кипчаки роднились с татарами по женской линии, беря их (татар) дочерей. Поэтому Чигисхан считал их (кипчаков) однородцами"6. Здесь отмечены уходящие в глубь веков, по преимуществу патрилокальные связи кипчаков с татарами. Согласно степным кочевническим традициям, отношения, основанные на "союзе мира и родства", на разных уровнях межплеменных связей имели исключительно важное значение. Кипчаки верили, что "союз мира и родства" с монголами (или как говорил Ибн аль-Асир "уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут, на одеждах и прочем; они (татары) действительно принесли им то, что было выговорено") и оставили аланов на поле битвы. "Тогда татары напали на алан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных и пошли на кипчаков, которые спокойно разошлись на основании мира, заключенного между ними, и узнали о них только тогда, когда те нагрянули на них и вторглись в землю их. Тут стали они (татары) нападать на них раз за разом, и отобрали у них вдвое против того, что [сами] им принесли. Услышав об этом, жившие вдали кипчаки бежали без всякого боя и удалились; одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну русских..."7. А на реке Калке в 1223 г. объединенное русско-половецкое войско потерпело поражение от полководцев Чингисхана.
Кроме этого, персидский историк Джузджани сообщает что, сыновья Чингисхана "Туши и Чагатай, управившись с делами хорезмскими, обратились на Кипчак и Туркестан, покорили и заполонили одно за другим войска и племена кипчакские и подчинили все [эти] племена своей власти. Когда Туши, старший сын Чингисхана, [154] увидел воздух и воду Кипчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих"8. На основе кипчакской племенной конфедерации образовался Улус Джучи. Но силы монголов "первой волны" не были особенно крупными. Не все кипчакские племена подчинились монгольской власти. Когда монгольские полководцы "...отправились они (оттуда) в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингисхану, и освободилась от них земля кипчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю. Пресекся было путь (сообщения) с нею с тех пор как вторглись татары в нее и не получалось от них (кипчаков) ничего по части буртасских мехов, белок, бобров и [всего] другого, что приносилось из этой страны. Когда же они (татары) покинули ее и вернулись в свою землю, то путь восстановился и товары опять стали привозиться, как было [прежде]9.
Вторая волна монголов хлынула в кипчакские степи в 1228 - 1229 гг. Об этом арабский хронист Ибн Васил сообщает, что "в 627 г.х. (1229 - 1230 гг.) вспыхнуло пламя войны между татарами и кипчаками"10. Поход был направлен приказом Угедея, избранного после смерти Чингисхана великим кааном. 30 тыс. войско возглавил снова Субедей-багатур. Направлен поход был против саксинов, кипчаков и волжских булгар. И на этот раз силы монголов против кипчаков не были особенно крупными. Но через семь лет, во времена Великого западного похода и "третьей волны" монголов против кипчаков, после завоевании Волжской Булгарии, пал и кипчакский мир. Вскоре обширные кипчакские степи и население превратились в основные земли и народы Золотой Орды. Какая-то группа половцев откочевала в Закавказье. Об этом сохранилась "глухая ссылка" у Рашид ад-Дина на то, что монголы, пройдя Кавказские горы, захватили там кипчаков, "которые бежав, ушли в эту сторону". И в такой ситуации, естественно, не всех поголовно уничтожали или брали в плен. Какая-то часть также оставалась и сливалась с местным населением. Следует сказать, что большое число кипчакских воинов, лишенных собственных кипчакских предводителей, перешли под командование монгольских военачальников.
Однако основная масса кипчакского этноса осталась на прежних своих кочевьях, правда, несколько потесненная из наиболее богатых областей, занятых монголами. 

Примечания

1. КУМЕКОВ Б. Е. Кипчаки: этнос и этноним. - Право и государство. 2002, N1 (24), с. 18.
2. АХИНЖАНОВ С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. 1999, с. 7.
3. ГАРКАВЕЦ A. Codex Cumanicus: Половецкие молитвы, гимны и загадки XIII-XIV вв. М. 2006, с. 4.
4. КУМЕКОВ Б. Е. Ук. соч., с. 20.
5. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из арабских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. Алматы. 2005, с. 46.
6. КУМЕКОВ Б. Е. Об этнонимии кыпчакской конфедерации Западного Дешт-и Кыпчака XII - начала XIII века. - Известия НАН Республики Казахстан. Сер. общественных наук. 1993, N 1, с. 60.
7. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I, с. 46.
8. Там же. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. Алматы. 2006, с. 40.
9. Там же. Т. I, с. 48.
10. Там же, с. 83.

Джерело

Коментарі

Популярні публікації