Винтовка Мосина. Трехлинейка за и против.



Сколько хвалебных высказываний звучало о знаменитой трехлинейной винтовке капитана С.И. Мосина. Гавриил Чуднов в книге о Мосине говорит:
В 1891 году трехлинейная (7,62 мм) винтовка Мосина была принята на вооружение и прослужила российскому солдату верой и правдой почти до середины 1950? х годов.
До сего дня отдельные российские заводы занимаются переделкой трехлинейки под охотничье оружие. Винтовке капитана Мосина уже 100 с лишним лет, но она живет, а вместе с ней живет и память о талантливом русском конструкторе Сергее Ивановиче Мосине.

Но вот, что странно, ни кто не захотел покупать эту винтовку для вооружения своей армии. В начале 20-го века свои оружейные заводы, и свои конструкции оружия, имели: Англия, Германия, Франция, США, Австро-Венгрия, Россия, Бельгия, Италия, Япония. Остальные страны готовое оружие покупали, а там где была кое-какая промышленность покупали лицензии. Так вот Испания, Португалия, Румыния, Болгария, Китай, страны Латинской Америки покупали кто готовые винтовки, кто лицензии на изделие Пауля Маузера образца 1898 года. Который для того времени было не превзойденным шедевром.

В России был объявлен конкурс:
В результате длительных испытаний к 1890 году в финал вышли две системы магазинных винтовок — отечественная, разработки капитана С.И. Мосина, и бельгийская, разработки Леона Нагана.По результатам испытаний в 1891 году на вооружение была принята винтовка, представлявшая собой более или менее базовую конструкцию Мосина с некоторыми (не слишком значительными, но, тем не менее, имевшимися) заимствованиями из системы Нагана. В частности, по некоторым данным, у Нагана были заимствованы конструкция подавателя магазина и пластинчатой обоймы. Винтовка была принята на вооружение под обозначением «3-линейная винтовка образца 1891 года». 3 линии в старинной русской системе мер равны 0.3 дюйма, или 7.62мм. Однако Леон Наган получил 200тыс. рублей, а Мосин (уже не капитан, а полковник) только 30тыс.

Основным отличием от маузеровской винтовки было применение патрона с закраиной, более простого в производстве, но создававшего колоссальные трудности при его применении в автоматическом оружии. В европейских странах такие патроны существовали до 20-х годов, а России до начала 50-х. Но основной недостаток, устраненный только в 1944 году, это штык. Винтовка оснащалась неотъемным клиновым штыком, даже пристреливалась с ним. Представьте себе как в окопе управляться с винтовкой длинной 1738 мм. Рукоятка затвора была прямая, не достаточной длинны, сильно отнесенная в перед. Поэтому для перезарядки ее необходимо было отнимать от плеча. В винтовке Маузера рукоятка затвора изогнута вниз и смещена назад, так что стрелок прицелившись, перезаряжал винтовку не отрывая от плеча, то есть, не меняя линии прицеливания. Предохранитель у мосинской винтовки кране неудобен, требует приложения значительной физической силы и опять отнятие от плеча. Маузеровской предохранитель включался и выключался одним большим пальцем. Ложа была простой, а у Маузера, Манлихера и Ли-Энфильда, пистолетного типа. Спусковой механизм весьма несовершенный: получился длинный и тяжелый ход спускового крючка, мешающий меткой стрельбе, тогда как заграничные образцы того времени имели более совершенные спуски с предупредителем (швейцарские, германские, итальянские и многие другие винтовки);
Спуск с предупредителем имеет легкий ход до специального упора, требующего более сильного нажатия на крючок перед падением курка. Прицеливаясь, стрелок сразу нажимает крючок до предупредителя, а, наведя — только дожимает крючок. Спуск с предупредителем увеличивает меткость стрельбы.

Особенно плохо приходилось казакам. Они носили винтовку через правое плечо, защищая спину, при этом рукоятка затвора упиралась в спину. Во время 1-й Мировой войны казаки быстро избавлялись от трехлинеек, заменяя их германскими и австрийскими винтовками. В целом это оружие было рассчитано на мало подготовленного, технически не очень грамотного солдата. Характерный пример, автоматическая винтовка СВТ-40 не пользовалась популярностью у советских солдат-пехотинцев, однако моряки, воевавшие в морской пехоте, ее очень любили и не хотели менять на другое оружие. Все дело в том, что моряки имели техническую подготовку значительно выше, чем обычные пехотинцы. Так же немцы, заполучив это оружие, то же с удовольствием им пользовались.
Первое боевое испытание винтовка Мосина получила в 1900-1901 гг. во время похода в Китай. Более широкому испытанию она подверглась во время Русско-японской войны 1904-1905 гг., когда с ней была сопоставлена японская винтовка более совершенной, правда, и более новой системы Арисака. Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. недостатки винтовки Мосина выразились еще ярче: она оказалась несколько хуже германских, австрийских и турецких винтовок.

В целом винтовка системы Мосина, воспетая советской пропагандой как великолепное оружие, была в отнюдь не самым плохим, но и совсем не идеальным образцом. Винтовка, несомненно, отвечала выставленным к ней требованиям — она была проста, дешева в изготовлении и обслуживании, доступна даже мало обученным солдатам, в целом прочна и надежна, имела хорошие для своего времени баллистические качества. С другой стороны, сами по себе требования в значительной мере основывались на уже устаревших представлениях о тактике и роли стрелкового оружия.

Павло Галайда.
Авторская статья, при копировании ссылка на topsecretz.net обязательна.

Коментарі

Популярні публікації